Вскоре он получил место дирижера в московском Большом театре. Отыграв два сезона, он отправился в путешествие по Италии, на три года поселился в Дрездене и полностью посвятил себя композиции. В 1909-м он отправился в большое турне по Америке и Канаде, во время которого выступал и как пианист, и как дирижер. Примерно в это же время он пишет Третий фортепианный концерт.
Однажды он находился в Киеве и по просьбе своего приятеля выслушал молодую певицу. Ксения Дзержинская затем стала известной оперной певицей, и в немалой степени этому поспособствовала именно помощь Рахманинова.
Немногим позже революции семнадцатого года он получает приглашение выступить в Стокгольме и вместе с семьей уезжает из России. Уже в середине восемнадцатого года он дает серию концертов в Копенгагене, что дает ему возможность расплатиться с долгами.
А осенью того же года композитор отплывает в Нью-Йорк. Увы, практически на десять лет растянулся его творческий кризис. За это время он не написал ни одного значительного произведения. Хотя… Как тут сказать… Например, «Лебединое озеро» Чайковского тоже получило довольно неоднозначный прием. Возможно, сам Рахманинов не считал, что у него творческий кризис, и может быть, это был лишь такой вот спокойный период его творчества.
Как бы то ни было, прошло примерно десять лет, прежде чем он выступил со своим Четвертым концертом для фортепиано. Также он опубликовал три русские песни. Характерно, что, живя за рубежом, Рахманинов сочинил всего шесть композиций, но зато все они стали вершинами мирового музыкального искусства.
Вот так он и избрал в качестве своей второй родины Соединенные Штаты Америки. Он продолжал много гастролировать, причем не только по Америке, но и по Европе, и в итоге был признан как величайший пианист своей эпохи.
В 1941-м году он закончил работу над своим последним произведением. Оно получило название «Симфонические танцы».
Во время Великой Отечественной войны он провел насколько концертных поездок, все средства от которых направил на поддержание Красной Армии. Он так и сказал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Увы, последние годы его жизни были сильно омрачены тяжелой болезнью — меланомой. Незадолго до своей смерти он хотел вернуться на родину, но…
Несмотря на тяжелую болезнь, он не прекращал концертную деятельность. И вошел в историю, как «самый русский композитор». Хотя и жил большую часть своей жизни на чужбине. Его произведениям присущ сложный символизм. И образ катастрофы (который, по мнению некоторых, он соединил с русской революцией 1917-го года) красной нитью прошел через все его творчество.
Стоит отметить, что в разные годы жизни Рахманинова его творчество очень резко отличалось по своей стилистике. Поэтому сейчас принято выделять четыре периода его творчества.
А вот зрелый период иногда подразделяют еще на два. В это время формируется его собственный, неповторимый и уникальный стиль. Правда, и в нем можно было проследить традиции русского распева (знаменный распев — это вид богослужебного пения), русских песен и позднего европейского романтизма.
Этот стиль можно проследить во Втором фортепианном концерте. Но, начиная с произведения «Остров Мертвых», стиль композитора становится значительно сложнее, обрастает символами и достижениями современной музыки.
Самое грандиозное произведение этого периода — «Колокола». Это яркое произведение на слова Эдгара По. Оно предназначено для смешанного хора, трех солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра.
Он начал работу над «Колоколами» в 1912-м году. Тогда он сделал лишь набросок поэмы. В то время он как раз получил анонимное письмо с просьбой оценить перевод стихотворения. Композитору текст крайне понравился, и он решил написать к нему музыку. Лишь после смерти Рахманинова стало известно, кто же написал ему такое судьбоносное письмо. Это оказалась ученица виолончелиста Мария Данилова.
У текста был траурный финал, но, тем не менее (а может, именно благодаря этому), оно пришлось по вкусу композитору, и он сразу же приступил к работе над произведением. Сам композитор говорил, что начал работать с «лихорадочным жаром». Назовем это так — он был явно в ударе. Как результат, произведение стало одним из его самых любимых.
Да этого и стоило ожидать: ему всегда нравились звуки колокола. Он восхищался ими еще в детстве, и естественно, они проявлялись и в некоторых других его композициях, например, в Третьей Симфонии. Насыщенная мелодика «Колоколов», без всякого преувеличения, оказала значительное влияние на стилистику симфонической музыки двадцатого века.
Но именно благодаря Рахманинову появился тот самый общий знаменатель, до которого не могли дойти другие композиторы: русский национальный стиль.
И в то же время он явился одним из немногих русских пианистов, чьи произведения стали достижением всего мира, и чьи композиции играют пианисты независимо от их национальности.
Даже более того: он сделал русскую фортепианную школу приоритетной во всем мире. Мало кто мог раскрыть такую полноту замысла, заложить такую глубокую содержательность исполнения и заставить фортепиано «петь».
И да, звучит банально, но на его произведениях не зря учатся целые поколения пианистов. Вывод прост и очевиден: у него есть чему поучиться.
Старомоден, банален и салонного производства. Да-да, порой его награждали и такими эпитетами. Несмотря на все свои эксперименты, он действительно оставался более классиком, чем большинство его современников.
Его музыка отнюдь не столь проста, как некоторым может показаться. Часто бывает так, что музыку называют сложной для восприятия, тогда как надо сперва привыкнуть к диссонансному звучанию инструмента, чтобы вообще разобрать звучание мелодии .
Рахманинов сказал по этому поводу, что не собирается изменять своему естеству лишь затем, чтобы слепо следовать моде. Возможно, поэтому он может оказаться сложным для восприятия, по крайней мере, в качестве современного композитора. Но мелодизм его произведений таков, что его легко слушать как профессионалу, так и любителю. Он играл очень эмоционально и очень искренне. Возможно, здесь сказалось влияние Чайковского.
Если судить по литературе, то можно решить, что он был не таким уж и общительным человеком. Отчасти это правда. Но лишь отчасти. Он раскрывался лишь в кругу самых близких людей, а на публике держался именно так, как его привыкли описывать биографы: холодно и отстраненно. Но зачем вести себя как рядовая поп-звезда? У композитора на различные откровенности есть музыка.
Ее и слушайте.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…