На один год старше Листа, практически его ровесник.
Знаменитый германский композитор, Роберт Шуман, родился 8 июня 1810-го года в Цвикау. Прожил около сорока шести лет. Но не будем его преждевременно хоронить, и вначале все же рассмотрим, как же он прожил свою жизнь, что мы о нем до сих пор помним.
Родился Роберт Шуман в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана. В детстве брал уроки у местного органиста и примерно в десятилетнем возрасте стал сочинять музыку. Помимо всего прочего, он писал оркестровую и хоровую музыку.
Во время обучения в гимназии он познакомился с произведениями Байрона, которые причисляют к периоду раннего романтизма, и влюбился в его творчество. Романтизм этой литературы без замедления стал отражаться в музыкальном творчестве Шумана.
Содержание статьи
Начало творческой деятельности
Еще во времена своей юности он стал работать в сфере профессиональной литературы, публикуя свои статьи и произведения в издательстве своего отца. Какое-то время он даже не мог определиться, в каком же направлении ему прилагать свои основные усилия — на поприще литературы или же в музыке.
В 1828-м году, когда ему было восемнадцать лет, он поступил в Лейпцигский университет, на факультет юриспруденции. Но это он сделал по настоянию матери, а не по своему собственному желанию. Поэтому музыка вскоре окончательно перетянула чашу весов, и он решил стать концертирующим музыкантом.
Вскоре он уговорил мать разрешить ему всецело отдаться музыке; он нашел себе в качестве наставников Ф. Вика и Г. Дорна. Впрочем, именно Вику удалось убедить мать Шумана дать волю своему сыну.
Роберт занимался с таким упорством, что начинал походить на фанатика. Больше всего на свете он хотел стать виртуозным музыкантом. Но именно это его едва и не погубило: он слишком усердно упражнялся с устройством для развития мышц руки и повредил правую руку. В результате она навсегда стала неспособной к профессиональной игре на фортепиано.
Пришлось оставить мысль о том, чтобы стать профессиональным пианистом, и Роберт решил вплотную заняться композицией. Одновременно он стал музыкальным критиком (вот уж точно пример того, что критиками становятся те, кто сами хотели, но не смогли).
Найдя должных приспешников, он смог основать новое музыкальное издание, которое называлось «Новая музыкальная газета». И следующие несколько лет он собственноручно ее редактировал и размещал в ней свои статьи. Вся его последующая деятельность стала воплощением борьбы с консерваторами музыкального мира.
Суть творческой мысли Шумана
Шуман больше, чем любой другой композитор, смог воплотить истинную природу романтизма. Он воспринимал музыкальные структуры прежних лет как слишком ограниченные, а потому прилагал много усилий, чтобы разорвать этот круг. В силу его эстетических предпочтений и интеллектуальной глубины ему удалось это сделать.
Он взывал к духовной человечности. Как следствие, при жизни его едва ли понимали должным образом. Это сейчас его работы рассматриваются как смелое и оригинальное явление своего времени.
Несмотря на всю свою новизну, его творчество было тесно связано с традиционной немецкой музыкальной классикой.
Фортепианные произведения Шумана представляют собой концептуальные сюжетные линии из сценок, танцев, масок и женских образов. Кроме того, в его циклах также часто встречаются музыкальные портреты различных композиторов тех времен.
Реализовал Шуман свои идеи и в вокальном творчестве. При этом необычайно высокой была роль инструментального сопровождения. Но в то же время Шуман крайне негативно относился к виртуозному франтовству и всячески его бичевал в своих публикациях.
Женитьба
Октябрь 1838-го года ознаменовался переездом в Вену. Но его проживание в Вене длилось совсем недолго, и очень скоро он вновь перебрался в Лейпциг. В следующем году он получил звание доктора философии, а 12 октября сочетался браком с дочерью своего учителя, Кларой Вик, которая к тому же была замечательной пианисткой.
В год своего бракосочетания Шуман опубликовал 140 своих композиций. Следующие несколько лет они прожили вполне счастливо, и у них родилось восемь детей. Жена часто исполняла музыку мужа, а тот сопровождал ее в гастрольных поездках.
Но в 1844-м году, когда он вместе со своей женой был в гастрольной поездке в Москве и Санкт-Петербурге, а потом переехал в Дрезден, у него стали проявляться первые признаки нервного расстройства. И лишь спустя пару лет он смог вновь начать писать музыку.
Последние годы жизни
В 1850-1853-е годы он стал городским директором музыки в Дюссельдорфе, но на своем месте не удержался из-за постоянных разногласий с руководством. Поэтому, когда срок контракта подошел к своему завершению, его не стали возобновлять, а вместо этого Роберт вместе со своей женой переехал в Голландию. Его там приняли очень радушно, но в следующем году у него вновь проявились признаки тяжелой депрессии, и он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн.
Его спасли, но поместили в психиатрическую клинику. Там он прожил до 1856-го года. То есть, до года своей смерти.
После его смерти его дело продолжили другие передовые музыканты тех времен, среди которых и Петр Чайковский, и Рубинштейн, а также представители «Могучей кучки».