Владимир Горовиц родился в Киеве 1 октября 1903 года. Учился он в Киевской консерватории у Феликса Блуменфельда и Сергея Тарковского. Путь к признанию не был для пианиста простым и легким. Но задолго до его отъезда из СССР имя Владимира Горовица собирало залы в Москве и Ленинграде, а сольных программ у него было уже 10.
За право получить возможность выезда за границу, которое большевики предоставляли некоторым знаменитым людям: Горькому, Маяковскому, Шаляпину — Горовицу пришлось побороться. Чтобы не упустить представившуюся возможность, музыкант был вынужден собраться и уехать буквально за один день, не имея возможности проститься с семьей, которую он больше никогда не увидел.
Содержание статьи
Так и случилось. Дебют в США не просто принёс ему успех — публика боготворила его. Молодой и красивый пианист Владимир Горовиц, поразительно похожий на Шопена, феерический виртуоз, был обречен на славу. Самый знаменитый дирижер того времени – Тосканини — выдал за него свою дочь. Рахманинов стал его близким другом, а, услышав исполнение им своего Третьего концерта, сам отказался исполнять его на публике — неслыханно щедрый жест, ведь гениальный пианист зарабатывал в то время исключительно концертами. Лучшие залы страны соперничали за право приглашать Горовица.
Владимир Горовиц поделился удивительным секретом интерпретации произведений великих композиторов. «Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца – машина».
Сам пианист всю жизнь стремился следовать этому утверждению, что сделало его одним из самых успешных музыкантов в мире, легендарным мастером, сердце которого безошибочно подсказывало верный путь в мире музыки.
Сложившийся образ гениального супервиртуоза начинает в это время тяготить пианиста. Он стремится заставить слушателей и критиков обратить внимание не только на феерическую технику, но и на тот самый «сердечный» компонент его исполнения.
Во время войны Горовиц вновь дает бесчисленные концерты, собирая средства на борьбу с фашизмом. Но в 1953 году заявляет о прекращении карьеры из-за очередной тяжелейшей депрессии.
В 1965 году музыкальный мир взбудоражило известие о возвращении Горовица. Сюжет об очереди, выстроившейся в Нью-Йорке за билетами на концерт, попал в сводку новостей. Блеск техники и сверхъестественная свобода музицирования Горовица потрясала воображение. Но артист не уверен в себе, отменяет и прерывает концерты, вызывая волну критики. Во всех контрактах он оставляет за собой право отменить концерт в любой момент, даже в самый последний. В 1975 году он снова покидает сцену, чтобы вернуться в 1981, и снова уходит.
Друзья Горовица, которых было совсем немного, утверждали, что слушать его исполнение в семейном кругу было для них счастьем. Горовиц помнил наизусть едва ли не все существующие произведения! Оперы Вагнера, сонаты Бетховена (именно их предпочитал играть на публике), квартеты Брамса.
Пианист настолько вживался в произведение, что его интерпретации никогда не повторялись, музыка звучала по-новому каждый раз, фактически он творил ее заново. Каждое исполнение происходило на пределе возможностей, так что слушатели совершенно не могли определить, какая из интерпретаций ближе к совершенству.
1985 год ознаменовался его последними выступлениями в период небывалого подъема душевных сил и полного отсутствия физических. Таким примером торжества духа над телом и остается Горовиц в благодарной памяти публики всего мира.
Горовиц играл до последних дней своей жизни, и всё это время, вплоть до самой последней записи, которая была сделана у него дома за считанные дни до смерти, стремился объединить в своем исполнении «здравый смысл, сердце и технику».
В стремлении запечатлеть свое изложение музыкальных творений Владимир Горовиц схож с Николаем Петровым, который также записал немало пластинок и гастролировал до тех пор, пока старость и болезнь его не подкосили.
Наследие великого музыканта и индивидуалиста Горовица сохранилось до наших дней в виде записей, а память о нем не угаснет в сердцах людей еще многие годы.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…