Пианист 20 века – Владимир Горовиц


Владимир Горовиц - великий пианист своего времени Пианист Владимир Горовиц заслуженно считается символом фортепианной игры XX века. Этот факт признают и поклонники творчества музыканта, и даже его недоброжелатели. Невозможно не признать исключительности гения.

Владимир Горовиц родился в Киеве 1 октября 1903 года. Учился он в Киевской консерватории у Феликса Блуменфельда и Сергея Тарковского. Путь к признанию не был для пианиста простым и легким. Но задолго до его отъезда из СССР имя Владимира Горовица собирало залы в Москве и Ленинграде, а сольных программ у него было уже 10.

За право получить возможность выезда за границу, которое большевики предоставляли некоторым знаменитым людям: Горькому, Маяковскому, Шаляпину — Горовицу пришлось побороться. Чтобы не упустить представившуюся возможность, музыкант был вынужден собраться и уехать буквально за один день, не имея возможности проститься с семьей, которую он больше никогда не увидел.

Эмиграция. Легенда…

Владимир Горовиц за роялем В Европе успех в Германии, а потом и в Париже не принес поначалу музыканту ни громкого имени, ни ангажементов. Не будем забывать, что эта эпоха была временем великих пианистов, среди которых Падеревский, Гофман, Рахманинов, Корто, Шнабель. Советский консул в Париже требовал возвращения Горовица на родину и угрожал ему, но все-таки пианист решился на риск и уехал в США в надежде, что там его талант может быть вознаграждён.

Так и случилось. Дебют в США не просто принёс ему успех — публика боготворила его. Молодой и красивый пианист Владимир Горовиц, поразительно похожий на Шопена, феерический виртуоз, был обречен на славу. Самый знаменитый дирижер того времени – Тосканини — выдал за него свою дочь. Рахманинов стал его близким другом, а, услышав исполнение им своего Третьего концерта, сам отказался исполнять его на публике — неслыханно щедрый жест, ведь гениальный пианист зарабатывал в то время исключительно концертами. Лучшие залы страны соперничали за право приглашать Горовица.

И реальность

Уже не молодой Владимир Горовиц За  этой красивой легендой кроется множество испытаний, которые перенес пианист Владимир Горовиц. Во время Великой депрессии все сбережения были потеряны, в 1930 году умерла мать музыканта, а отец бесследно сгинул в ГУЛАГе. В 1936 году Горовиц переживает страшный духовный кризис и перестает давать гастроли.

Владимир Горовиц поделился удивительным секретом интерпретации произведений великих композиторов. «Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Все должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца – машина».

Сам пианист всю жизнь стремился следовать этому утверждению, что сделало его одним из самых успешных музыкантов в мире, легендарным мастером, сердце которого безошибочно подсказывало верный путь в мире музыки.

Сложившийся образ гениального супервиртуоза начинает в это время тяготить пианиста. Он стремится заставить слушателей и критиков обратить внимание не только на феерическую технику, но и на тот самый «сердечный» компонент его исполнения.

Во время войны Горовиц вновь дает бесчисленные концерты, собирая средства на борьбу с фашизмом. Но в 1953 году заявляет о прекращении карьеры из-за очередной тяжелейшей депрессии.

В 1965 году музыкальный мир взбудоражило известие о возвращении Горовица. Сюжет об очереди, выстроившейся в Нью-Йорке за билетами на концерт, попал в сводку новостей. Блеск техники и сверхъестественная свобода музицирования Горовица потрясала воображение. Но артист не уверен в себе, отменяет и прерывает концерты, вызывая волну критики. Во всех контрактах он оставляет за собой право отменить концерт в любой момент, даже в самый последний. В 1975 году он снова покидает сцену, чтобы вернуться в 1981, и снова уходит.

Последние годы творчества

Друзья Горовица, которых было совсем немного, утверждали, что слушать его исполнение в семейном кругу было для них счастьем. Горовиц помнил наизусть едва ли не все существующие произведения! Оперы Вагнера, сонаты Бетховена (именно их предпочитал играть на публике), квартеты Брамса.

Пианист настолько вживался в произведение, что его интерпретации никогда не повторялись, музыка звучала по-новому каждый раз, фактически он творил ее заново. Каждое исполнение происходило на пределе возможностей, так что слушатели совершенно не могли определить, какая из интерпретаций ближе к совершенству.

1985 год ознаменовался его последними выступлениями в период небывалого подъема душевных сил и полного отсутствия физических. Таким примером торжества духа над телом и остается Горовиц в благодарной памяти публики всего мира.

Горовиц играл до последних дней своей жизни, и всё это время, вплоть до самой последней записи, которая была сделана у него дома за считанные дни до смерти, стремился объединить в своем исполнении «здравый смысл, сердце и технику».

В стремлении запечатлеть свое изложение музыкальных творений Владимир Горовиц схож с Николаем Петровым, который также записал немало пластинок и гастролировал до тех пор, пока старость и болезнь его не подкосили.

Наследие великого музыканта и индивидуалиста Горовица сохранилось до наших дней в виде записей, а память о нем не угаснет в сердцах  людей еще многие годы.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий