Жизнь этого китайского пианиста напоминает волшебную сказочную историю о Золушке и вполне способна до слёз растрогать чувствительные сердца.
Мальчик-вундеркинд из китайской провинции, который впервые увидел пианино в двухлетнем возрасте в детском мультфильме «Том и Джерри», стал сегодня одним из самых одаренных пианистов-виртуозов современности.
Журнал Time включил его в число ста влиятельнейших людей в мире.
Влияние свое пианист Ланг-Ланг использует для вовлечения как можно большего количества людей в мир классической музыки.
Содержание статьи
Немного биографических данных
Ланг Ланг родился в Китае 14 июня 1982 года. Пианино, увиденное в раннем детстве, заинтересовало его. Немного позже он увидел по телевидению трансляцию из Москвы концерта пианиста Владимира Горовица в Большом зале консерватории.
«Горовиц стал моим кумиром. Этот зал – первый, в котором я по-настоящему вижу, насколько эмоциональной публику делает музыка. И вот еще забавно: одно из лучших произведений в исполнении Горовица – как раз «Венгерская рапсодия» Листа, которая звучала в мультфильме «Том и Джерри», — рассказывает Ланг Ланг.
Пианист явно предлагает своей аудитории воспринять это совпадение как чудо или указующий перст судьбы. Ну что ж, нам ничего не остается, как принять его слова на веру.
Только представьте себе: еще в трехлетнем возрасте он серьезно начал учиться музыке у одного из известнейших преподавателей профессора Zhu Ya-Fen! Этот феноменальный чудо-ребенок в пять лет уже выиграл свой первый музыкальный конкурс Shenyang Piano Competition. Появление на публике юного вундеркинда произвело неизгладимое впечатление на любителей фортепианной музыки.
В возрасте девяти лет Ланг Ланг заслужил прослушивание в Пекинской консерватории, поступил в нее и совершенствовал свое мастерство удивительными темпами. В 1993 году Ланг Ланг блестяще выступил на пекинском конкурсе Xing Hai Cup Piano Competition, став его победителем, а уже на следующий год блистал талантом на четвертом Международным конкурсе юных пианистов (Fourth International Young Pianists Competition) в Германии.
В возрасте четырнадцати лет Ланг Ланг выступал лично перед президентом, а вскоре после этого уехал в Филадельфию, где его ждало обучение в Институте Кертиса.
В семнадцать лет, в 1999 году, Ланг вдохновенно и талантливо исполнил произведения Чайковского на концерте Gala of the Century, поражая поклонников виртуозным исполнением.
Феномен или клоун? Музыкант или карьерист?
Споры вокруг Ланг Ланга, его личности и его творчества не затихают ни на минуту. Начнём с того, что так и не определено, как правильно произносится его имя. Возможно, правильно нужно произносить и писать Лан-Лан или даже Лань Лань.
Личность Ланг Ланга очень оригинальная, экстравагантная, вызывающая множество споров, восторженные рукоплескания с одной стороны и недовольство и критику с другой. Пианист с популярностью рок-звезды или кинозвезды не характерен для современного музыкального мира.
Его гримерку осаждают фанаты, публика подолгу не отпускает со сцены, требуя исполнений на бис. Фанаты перенимают его прическу и копируют стиль в одежде. Исполнение его по-юношески страстное, пылкое, несколько вычурное.
Если в чём и можно упрекнуть музыканта, так это в том, что Ланг Ланг часто переходит грань между мимикой музыканта, тонко ощущающего красоты музыки, и игрой лицом, явной работой на публику, когда мимика превращается в кривляние, имитацию вдохновения и контакта с прекрасным.
В начале двухтысячных Ланг Ланг пытался поразить воображение аудитории своими бицепсами, но позже немного образумился и понял, что пианисту пристало скорее очаровывать публику игрой пальчиков, чем мускулов.
Мнения критиков и экспертов
Музыкальные эксперты признают Ланг Ланга «самым чувственным пианистом нашего времени». Главенствующей чертой его игры является неординарный, экстравагантный стиль исполнения. В то же время он истинный художник, создающий зачаровывающие картины изысканными и тонкими мазками.
Одаренный пианист привлекает внимание и любителей музыки и музыкальных критиков, которые именуют его одним из наиболее выдающихся молодых пианистов.
Сравнительно недавно Ланг Ланг дебютировал с сольным концертом в Берлинской филармонии. Аудитория и критики восприняли его выступление неоднозначно. Некоторые посчитали его игру «сыроватой», некоторые – тяжелой, другие утвердились во мнении, что удаются Лангу только произведения классического репертуара, а при исполнении произведений композиторов-романтиков удача не на его стороне.
Его первый диск, на котором записаны концерты Мендельсона и Чайковского, вызвал положительные отклики международной прессы. Выход еще нескольких альбомов музыканта запланирован на самое ближайшее время.
Одни музыкальные эксперты утверждают, что секрет успеха Ланг Ланга кроется не в его выдающейся технике исполнения, а в поэтичности. Другие говорят, что в его выверенной игре присутствует свойственная китайскому исполнению европейской классической музыки техническая точность машины.
Третьи доказывают, что в самом начале восхождения Ланг Ланг подавал надежды считать его мастерство чуть ли не реинкарнацией великого Горовица, но впоследствии его исполнение стало слишком коммерческим и лишилось истинности содержания.
Много критики в свой адрес Ланг Ланг получил за «ритм и тяжелую фразировку», вплоть до того, что отдельные профессиональные эксперты упрекнули его в вульгарности, отсутствии чувств, дав ему прозвище «Bang Bang».
Ланг чрезмерно старается подчеркивать отдельные нюансы и особенности музыки, и часто это отражается даже на его мимике во время исполнения. За это значительной критике подверглось, в частности, его исполнение второй рапсодии Листа. С другой стороны, это же исполнение у многих вызвало искреннее восхищение. Что и говорить, Ланг Ланг – личность неординарная.
Впрочем, большинство критиков отмечает, что Ланг успешно доносит до слушателей как новые идеи, так и совершенную красоту музыкальных произведений, извиняющую его самолюбование.
Невзирая на такой разброс во мнениях, молодой пианист все-таки удостоился высших музыкальных наград и заслужил любовь аудитории. Тысячи юных музыкантов стремятся играть так же виртуозно, как он сам.
Ланг Ланг старается поощрять подобные стремления и даже основал собственный музыкальный фонд, а год назад открыл музыкальную школу, в которой уже обучается 150 юных дарований. Большинство учеников – из бедных семей китайских провинций.
Абсолютная безупречность звучания и оригинальные подходы к исполнению музыкальных произведений, с учетом того, что Ланг Ланг очень молодой исполнитель и находится в начале своего творческого пути, без сомнения, свидетельствуют том, что перед нами мастер с большой буквы.
Большинство критиков и музыкантов не понимают, что он не исполняет, а презентует музыку, отыскивая и нарочито акцентируя внимание на моментах в произведении, на которые никто не обращал внимания до него. Он показывает в таких моментах, какое влияние оказал, например, на Шопен Бах или, насколько влияли друг на друга Шопен и Лист. Своей игрой, он не просто показывает произведение но и преподает историю. Это делает его уникальным, ни один другой исполнитель не вкладывает столько знаний и чувств в свое исполнение. Интеллект, эрудиция, чувственность и музыкальность — вот кто такой музыкант Лан Лан, плюс его блестящая, просто феноменальная техника владения инструментом, делает его великим пианистом, во время игры которого, перехватывает дыхание от восторга.