Симфония посвящена Ленинграду. В ее первой части отражено то, что особенно потрясло людей в первые дни войны: контраст вчерашней мирной жизни и страшного, разрушительного, смертоносного натиска войны.
Величайшая находка композитора — тема нашествия. Короткая, простенькая мелодия не то марша, не то какой-то легкомысленной песенки, повторяясь много-много раз, с включением все новых и новых инструментов, превращается в образ бесчеловечной, механической, а потому особенно страшной разрушительной силы.
В первой части нет еще (и быть не могло) образа победы. Но есть образ воли к жизни, воли, рожденной в страданиях и борьбе. Две средние части симфонии проходят как воспоминание о прошлом, обо всем, что дорого людям. Это красота жизни, природы, Родины, красота, которой грозит гибель. А финал — это снова борьба, напряжение всех сил, воля к победе. И когда возвращается одна из мирных тем первой части, то она воспринимается как образ не прошлого, а будущего. Образ мира, обретенного вновь, выстраданного и завоеванного.
Посвящение симфонии Ленинграду знаменательно. Шостакович был коренным ленинградцем. Тринадцатилетним мальчиком пришел он в Ленинградскую консерваторию. Шел 1919 год, трудный для страны и для города, который был почти полностью блокирован и лишен самого необходимого.
Содержание статьи
Но в холоде, голоде и разрухе не умирала творческая мысль: писались книги, в нетопленных классах консерватории звучала музыка. Директором консерватории был тогда Александр Константинович Глазунов, известный композитор, наследник традиций «Могучей кучки». На вид медлительный, немногословный, даже ленивый, а на деле отдававший консерватории все свои силы. Для того чтобы в годы гражданской войны профессора могли учить, а студенты учиться, надо было просить, хлопотать, добывать стипендии и пайки.
Несмотря на житейские трудности, Шостакович учился в консерватории с увлечением, даже с азартом, совмещая две специальности: пианиста и композитора. А кроме того, на последних курсах учение в консерватории приходилось совмещать с работой пианиста-иллюстратора в кинотеатре (кино тогда еще было немым). Как среди всего этого еще находилось время для посещения театров и концертов?
Весной 1926 года Шостакович окончил композиторское отделение. Его дипломная работа — Первая симфония — удивила музыкантов редким сочетанием непосредственности, легкости, молодого задора и вполне зрелого мастерства. Судьба этой симфонии была счастливой: ее включил в программу выдающийся дирижер Н. А. Малько. В ночь после премьеры он записал в дневнике: «У меня ощущение, что я открыл новую страницу в истории симфонической музыки, нового большого композитора». Через год симфония прозвучала за рубежом под управлением Бруно Вальтера, а затем Леопольда Стоковского, Артуро Тосканини — лучших дирижеров мира. А ведь автором был девятнадцатилетний юноша, вчерашний студент…
В своей первой опере Шостакович поставил труднейшую задачу: воплотить на сцене невероятное событие, описанное Гоголем в повести «Нос». Остроумная, насмешливая музыка одних привела в восторг, других смутила, у третьих вызвала раздражение. А в конечном результате опера исчезла из репертуара на несколько десятилетий.
Не лучше сложилась судьба и второй оперы — «Леди Макбет Мценского уезда» (по Лескову), сочинения, в котором композитор
Неудивительно, что Шостакович после всех бурь, вызванных его операми, больше к этому жанру не обращался, сосредоточив интересы на симфонизме, тоже вызывавшем споры, но не столь жаркие. Его Пятая симфония, созданная в 1937 году, была единодушно признана вершиной мирового симфонизма. Ее можно назвать симфонией-монологом, искренним рассказом о поисках жизненного пути. Не случайно в симфонии так часто звучат монологи солирующих инструментов: флейты, скрипки, холодновато-звонкие капельки в партиях арфы и челесты…
Лишь пять лет отделяют Пятую симфонию от Седьмой, с которой мы начали рассказ о композиторе. Она обозначила поворот Шостаковича-симфониста к раздумьям о судьбах всего человечества в его настоящем, прошедшем и будущем. Антифашистская, антирасистская линия, начатая Седьмой, непосредственно продолжена в Восьмой симфонии, написанной в 1943 году (в год Сталинградской битвы), а через много лет — в воспоминании о трагедии Бабьего Яра, в Тринадцатой. Страницы революционного прошлого ожили в Одиннадцатой симфонии, посвященной революции 1905 года, и в Двенадцатой, посвященной Ленину. Этот последний замысел возник у Шостаковича еще в годы юности, но лишь достигнув полной зрелости, он смог его осуществить.
Но не исчезла и линия симфоний-монологов, говорящих о своем, личном, но в то же время и близком всем людям: о жизни и смерти, о необратимости времени, о жизненном долге человека. Особенно ясно звучит это в Десятой, Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях. Чем большую силу набирал талант Шостаковича, тем отчетливее проявлялось в творчестве композитора стремление быть доступным как можно более широкой аудитории. Шостакович много работал для кино, рассматривая киномузыку не как украшение фильма, а как средство раскрыть внутренний смысл экранного действия. И его музыка, глубоко входя в сложную звуко-зрительную ткань фильма, в то же время может жить и самостоятельной жизнью вне фильмов, на концертной эстраде. Такова музыка к фильмам «Гамлет» и «Король Лир», созданным режиссером Г. Козинцевым, такова музыка к фильму «Овод» (вспомним широко известный «Романс» из этого фильма).
И наконец, в последнее десятилетие своей жизни Шостакович почти подряд создал несколько вокальных циклов (ранее он к этому жанру обращался довольно редко).
Из наследия разных поэтов Шостакович выбрал стихи, в которых ясно прочерчивается одна главная тема: художник и время. Она в грозных пророчествах блоковского «Гамаюна» (вещей птицы), в стихах Марины Цветаевой о Пушкине («Поэт и царь»), она, наконец, в сонетах Микеланджело, посвященных судьбе Данте, поэта-изгнанника. В них утверждается мысль о долге художника нести людям правду через любые личные невзгоды и испытания. Необычно заканчивается цикл на слова Микеланджело. Последний сонет («Бессмертие») завершается гордыми словами великого художника, ваятеля и поэта эпохи Возрождения:
…и манит, я не прах И смертное меня не тронет тленье.
Казалось бы, музыка должна прозвучать как торжественный гимн бессмертию искусства и художника. А Шостакович закончил цикл незатейливой, «детской» мелодией, проходящей у фортепиано. Она и вправду детская: композитор сочинил ее в девятилетнем возрасте… И образ детства — радостного утра жизни — получил здесь значение образа вечного обновления жизни, образа будущего.
Основные сочинения:
Оперы:
«Нос» (1928) «Катерина Измаилова» (1932)
Балеты:
«Золотой век» (1930) «Болт» (1931) «Светлый ручей» (1934) Оперетта «Москва. Черемушки» (1958)
Для оркестра: 15 симфоний (1925, 1927, 1929, 1936, 1937, 1939, 1941, 1943, 1945, 1953, 1957, 1961, 1962, 1969, 1971) Увертюры, сюиты
Камерные сочинения: 15 квартетов 2 трио Сонаты для скрипки, альта, виолончели, фортепиано Оратория «Песнь о лесах» Хоровые и камерно-вокальные сочинения.
Ноты к композициям Дмитрия Шостаковича Вы можете найти в разделе Ноты/Русская классическая музыка
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…