Много ли в мире существует людей, которых признали национальным достоянием большой страны в возрасте шести лет? Иногда, очень редко, такое случается. Как много среди таких людей музыкантов? Ответить на этот вопрос не так уж легко.
Однако, один случай все же приходит на ум – чилийский пианист Клаудио Аррау, который с самого юного возраста стал надеждой своей страны. Виртуоз, чья игра позволила ему стать национальным героем и всемирно известным музыкантом.
Содержание статьи
Клаудио Аррау родился в Чили, произошло это яркое в истории страны событие шестого февраля 1903 года в городе Чильян (в том же году, к слову, родился русский виртуоз не меньшего значения Владимир Горовиц). У будущего виртуоза была твердая почва для успеха под ногами и прекрасная наследственность – его род происходил от одной из старейших семей страны.
В предках Аррау был один из испанских инженеров по имени Лоренцо де Аррау, присланный в колонии Испанской империи личным повелением короля Карла III и бывший фактически одним из строителей Чили. А через прабабушку род Аррау восходит к благородной шотландской фамилии Кэмпбеллов из Гленорчи.
Таким образом, хоть это и не умаляет его заслуг, Клаудио Аррау изначально унаследовал благородство и «мультикультурализм», которые затем немало проявились в его музыке, а равно и в открытости для мира.
Отец Клаудио – Карлос Аррау был офтальмологом, весьма уважаемым в стране медиком. Мать Лукреция Леон Браво де Виллальба преподавала игру на фортепьяно и сумела с самого юного возраста привить любовь к этому инструменту у Клаудио.
Карлос Аррау рано ушел из жизни, а мать и сестра Квеча на протяжении долгих лет не оставляли пианиста, даже путешествуя вместе с ним. Таланты, позже названные в прессе и профессионалами «сверхвиртуозностью», проявились у Клаудио Аррау весьма рано: уже в пять лет он выступил на публике, покорив и поразив даже знатоков своей игрой.
А в шесть лет Аррау дал свой, пожалуй, самый судьбоносный концерт: он выступил перед несколькими конгрессменами и президентом Чили Педро Монтом. Мальчик, которому по возрасту еще положено было играть с другими детьми на улице, слишком юный еще даже для школы, столь поразил президента страны своей глубокой и вдохновенной игрой, что тот немедленно решил взять судьбу будущего национального достояния под личный контроль.
Благодаря гранту на 8 лет, полученному от правительства Чили, Клаудио Аррау смог отправиться в Германию, где поступил в академию Штерна. До академии несколько лет юный виртуоз занимался музыкой у Паули, а свой первый концерт, тот самый, что произошел в возрасте пяти лет, дал в Сантьяго, городе, довольно придирчивом к музыке.
Первым «взрослым» учителем Клаудио Аррау мог стать несравненный «добрый гений» Эдвин Фишер, которому юноша был представлен по переезде в Германию – маститый патриарх клавирных звучаний был так потрясен игрой Клаудио, что сразу заявил об огромных перспективах, ждущих юношу, но преподавать отказался: не чувствовал на тот момент желания брать ученика.
Фишер отправил Аррау к человеку, преподавшему основы высокого звучания ему самому – Клаудио стал учеником Мартина Краузе, того самого, которому раскрывал секреты великой музыки сам Франц Лист.
Под руководством Краузе с 1912 по 1918 год Аррау обучался в консерватории Штерна в Берлине. Виртуоз совмещал обучение с активной концертной деятельностью – он выступал в Германии, а затем и по всей Европе, и по завершении курса обучения мог считаться уже опытным покорителем концертных залов.
Начиная с 1918 года Аррау не перестает гастролировать: он посещает многие страны Европы, дебютирует в США, становится желанным гостем на берегах Туманного Альбиона, в 1921 году возвращается в Южную Америку, уже не как перспективный юный талант, а как признанный гений.
Везде Аррау сопутствует успех? Вовсе нет: первый его визит в США в 1923 году окончился почти провалом. Привередливая и избалованная публика Соединенных Штатов успела к тому времени повидать в Карнегихолле Эдвина Фишера, Альфреда Корто, Игнацы Падеревского, Бенно Моисеевича, и она просто «не разглядела» таланта Аррау среди громогласного звучания более известных мастеров.
Примерно то же произошло при первом визите Клаудио в СССР, который произошел в 1929 году: страна, в которой на тот момент гремели Горовиц, Гилельс, доносились отголоски Рубинштейна и музыка Прокофьева, просто не сумела по достоинству оценить энергичное и сильное звучание чилийского гения, однако принят он был достаточно благосклонно.
Но Клаудио Аррау никогда не стоял на месте – как и большинство виртуозов, он всю жизнь совершенствовался, эволюционировал, применял все доступные ему время и силы, чтобы добиться лучшего звучания, покорить публику и заставить себя самого поверить звукам, рождающимся под пальцами.
Он взял реванш в Соединенных Штатах еще в 1941 году, когда переехал туда на постоянное жительство. А в Советском Союзе предстал в 1968 году как истинный гений, исполнитель, не потерявшей эмоционального блеска, но в то же время философской и очень глубокой музыки, звучавшей чисто и возвышенно, с должной долей «мефистофелевского» пианизма.
Через сорок лет, вернувшись в страну, где продолжали греметь Рихтер, Гилельс, Афанасьев, Аррау сумел взять реванш, показав, что истинный талант не знает границ.
В течение каждого года своей долгой жизни Аррау давал не менее сотни концертов, активно путешествовал по миру и везде находил несомненный успех. Он сократил количество концертов до 60-70 в год, только миновав порог восьмидесятилетия.
Под конец жизни, после длительного перерыва, Аррау вернулся в Чили, на родину, в 1984 году, и страна приняла «блудного пианиста» с распростертыми объятиями – о нем шумели все газеты, он выступал на телевидении, за 11 дней он дал 6 концертов, которое почти поголовно прослушало все многомиллионное население Чили.
Среди престижных наград Аррау – ордена почетного легиона и звания командора, ордена за заслуги перед ФРГ, есть и награда от благодарного народа Чили, где Клаудио была присуждена национальная премия искусств.
Кроме того, он был известен как создатель будущего музыки Чили, открывший музыкальную школу в Сантьяго, где прогремел его первый успех, школу, ставшую позже консерваторией.
Под конец жизни, Клаудио Аррау вернулся в Европу. Благодарным потомкам он оставил не только многочисленные грамзаписи и архивы съемок его концертов, но также несколько интервью и записей концертов на пленку для видеокассет, которые сейчас считаются музыкальным раритетом, но, к счастью, были оцифрованы и теперь доступны зрителям со всего мира.
Умер виртуоз в Австрии в 1991 году, но его прах был возвращен на родину, где национальный герой был похоронен с должными церемониями.
Игра Аррау была, говоря профессиональным языком, яркой, рельефной, отличавшейся мягкими, плавными, «философскими» темпами, он был «мефистофелевским пианистом», способным в полной мере захватить власть над залом и держать зрителей в напряжении с первой ноты до отголоска последнего эха под сводами аудитории.
Он заявлял, что можно «без помощи педали достичь истинного легато», и к этому должен быть готов каждый истинный пианист. Клаудио Аррау звучал так, что был признан национальным героем своей страны, он звучал так, что сумел затмить «конкурентов» в США и СССР, он звучал так, как звучит настоящий «сверхвиртуоз», и стал одним из тысяч, кто поднялся на олимп музыкальной славы XX века.
К счастью, он не потерян для нас, и, чтобы насладиться истинно мастерским исполнением классики, способным тронуть даже далекое от Баха, Моцарта или Бетховена сердце, достаточно просто открыть соответствующую страницу в Сети и погрузиться в звуки музыки, ушедшей, но не пропавшей.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…
Посмотреть комментарии
"..его род происходил ИЗ одной ИЗ..."