Карл Гольдмарк, один из последних представителей старой «Романтической» школы. Имя Гольдмарка известно музыкальной публике как композитора двух талантливейших произведений – «Сельская симфония» и увертюра «Сакунтала». Помимо этих двух произведений, у композитора есть другие крупные произведения, но при жизни они звучали очень редко (Симфония №2 Es-dur, скрипичный концерт), в 1880 году была поставлена его талантливая опера «Царица Савская», а в 1989 году — лучшая из его опер «Домик у кузницы».
Содержание статьи
Гольдмарк, уроженец Кестхели (Венгрия), родился в 1830 году. Был сыном еврейского кантора. Детство его прошло в таком захолустье, которое обещало мало чего для развития и выгоды юного дарования в будущем. Но натура Гольдмарка была очень музыкальной, к тому же и должность отца помогла его первым музыкальным впечатлениям. Жизнерадостный мальчик бродил себе по окрестностям родного местечка, насвистывая, напевая, приплясывая. Он сам смастерил себе флейту, а потом даже скрипку и на него невольно стали обращать внимание.
Начальные знания по музыке он получил от сельского учителя, который подготовил его к поступлению в венгерскую музыкальную школу. С трудом Гольдмарк попадает в Вену, где его берет под свое покровительство один из известных музыкантов того времени, Леопольд Янс, который направляет мальчика в консерваторию. По её окончании Гольдмарк получает место в городе Рааб, но ненадолго. В 1948 году вспыхивает революция, венгерцы бьются за свободу.
Молодой музыкант не мог отстать от горячего потока этой жажды свободы, которую решился отвоевать народ, и не только мужественно борется под неприятельскими пулями, но и едва не погибает: по ложному подозрению он был судим военным судом, и от неприятной чести быть расстрелянным был спасен каким-то приятелем, горячо выступившем в его защиту. После революции Гольдмарк остался без работы, и с трудом пробивался в Рааб, главным образом, заботясь о дальнейшем образовании на избранном им художественном поприще.
Вторично и уже для постоянного пребывания Гольдмарк попал в Вену в 1850 году. Лишь тогда он познакомился (в доме мецената Митриха) с классическими произведениями искусства и тогда почувствовал особенное стремление к творчеству. Он неутомимо создавал и… жег, уничтожал все написанное; так он подготавливал себя к композиторской деятельности, решив не выступать с первыми попытками и желая показать себя в произведениях более крупных. Он почти избегал мелких форм композиции, поэтому у него мало произведений в количественном отношении, но зато все записанное им отличается своими крупными размерами и крупными же достоинствами. Преимущественная область Гольдмарка опера, симфония и концертные произведения (увертюра, сюита) и, наконец, камерная музыка.
Вместе с такой своеобразной подготовкой к композиторскому поприщу, Гольдмарк усиленно штудировал и научные предметы; образовывая себя всесторонне и не желая касаться всюду лишь верхушек, он выработал в себе критическое чутье, и ко всему окружающему его миру, и по отношению к себе и своей деятельности. Быть может, благодаря этому, мы не находим среди его произведений – композиций слабых, плохих, бледных…
Место в оркестре Венской оперы позволило ему продолжать самообразование и выступить перед публикой (во второй половине 50-х годов) только тогда, когда он посчитал это возможным и необходимым. Во время этих концертов он познакомил слушателей со своими оркестровыми и камерными композициями и романсами. Затем появились увертюры «Пентезилеа», «Сакунтала», чудесная симфония «Сельская свадьба», увертюра «Сафо», «Весной», сюиты и так далее.
Рядом с композиторской деятельностью Гольдмарк выступал также музыкальным критиком. В этом отношении замечательны его статьи, посвященные Вагнеру. Он являлся убежденным сторонником Вагнера, в то время, когда лагерь противников последнего был сильнее и значительнее сторонников гениального художника. В Вене образовался тесный кружок Вагнерианцев с Гольдмарком во главе, который и составил ядро сильного и многочисленного «Вагнеровского общества». И это тем более замечательно, что, несмотря на искреннюю пропаганду байретского мастера, Гольдмарк остался самостоятельным художником, творчество его осталось индивидуальным, не подчиненным исключительному влиянию великого реформатора музыкальной драмы. Гольдмарк разумно воспользовался созданиями последнего, теория и гениальная практика которого могли лишь оздоровить и освежить творческое вдохновение великого мастера.
В 1875 году Гольдмарк выступил со своей первой оперой «Царица Савская», которая обошла все немецкие оперные сцены и является и ныне излюбленной репертуарной оперой.
Следующая опера его появилась лишь 12 лет спустя, и это был «Мерлин», написанный на текст поэта Зигфрида Литнера.
«Мерлин» писался в течение четырех лет (1882 – 1886 гг.) в полной тиши и уединении. Гольдмарк оставил друзей, публику и удалился в окрестности Гмюндлеровского озера. Если в первой своей опере Гольдмарк заплатил дань своим сородичам, воспользовавшись в высшей степени поэтичным восточным сказанием Библии, то во второй его опере «Мерлин», нельзя не видеть все же влияния Вагнера, как в выборе, так и разработке сюжета древнеанглийской саги о чародее Мерлине. Во втором акте этой оперы музыкальная критика не могла не отметить тождество его с вагнеровским «Тристаном и Изольдой». Как в «Царице Савской», так и в «Мерлине» многие страницы и сцены, не говоря уже о цельности и красоте этих двух партитур, поражают своей глубиной, выразительностью, силой и художественностью.
И снова – целое десятилетие разделяет «Мерлина» от третьей по счету оперы Гольдмарка – «Домика у кузницы», поставленной впервые в 1891 году в Вене. Сюжетом оперы послужил хорошенький и милый одноименный рассказ Диккенса, довольно удачно обработанный в либретто Вильмаром.
Последней его оперой явилась «Военнопленный» (1898). В свое время были популярны многие симфонические и камерные произведения, не потерявшие и теперь еще значительной доли своей прелести.
Как человек и художник К. Гольдмарк был цельной и своеобразной натурой, заслужившей уважение во всем музыкальном мире.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…