На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.
Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать — это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.
В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.
Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.
Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.
Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть, в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.
Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава -> контроктава -> большая октава -> малая октава).
Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.
Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.
Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше, являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.
Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.
Так изображается тактовая черта в середине произведения:
А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:
Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью, киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).
Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.
Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…
Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.
Половинная = 1/2 целой
Четвертые = 1/2 половинной = 1/4 целой
Восьмая = 1/2 четверти = 1/4 половинной = 1/8 целой
Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:
Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая
Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…
Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).
Думаю, что вы уловили смысл.…
Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.
Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей
Итак, у нас остался один завершающий штрих – размер такта.
Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.
Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.
Верхняя цифра размера — означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.
Параметры нижней цифры:
4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.
Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:
Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:
Как видите, весь такт является 1/2 от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:
2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых
Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.
В 3/4 все будет чуть-чуть сложнее:
3/4 = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых
Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть 3/4 .
Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.
Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!
Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.
Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).
Фа мажор (F dur)
Соль мажор (G dur)
Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!
Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:
Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».
Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино — оно не даст вам соврать голосом.
Постепенно, если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!
Сегодня в качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот.
Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…
Посмотреть комментарии
Видимо я не настолько умный, чтобы понять написанное тут. Не зря люди годами учатся в музыкальных школах. Много чего не понятно:
1) Зачем нужна тактовая черта, если время игры сильной доли означает размер такта?
2 Вот написано: "Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю."
Как часто играть это понятно - верхняя цифра. А что же тогда означает нижняя цифра, кроме как знаменатель дроби? Где описано её применение в роли "в какой позиции"?
3)Множество различных знаков "паузы", но не сказано почему они пишутся по-разному и чем они отличаются друг от друга, кроме как прилагающейся к ней нотой? Они по-разному длительны или как?
4)"Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!"
Где наглядный пример постановки этой самой "точки"? И зачем её использовать, если и так существует богатая классификация по длительности (половинная, четвёртая и т.д.)? И вообще что значит продлить наполовину? То есть если нота половинная (1/2), то она становится полторашной (1/1.5) чтоли?
5)В песенке "Каравай" используются символы, описанные в статье, однако непонятно:
а)Почему некоторые ноты "перевёрнуты" (т.е. от точки "палочка" идёт вниз, а не вверх, как дано в начальной классификации) и что это означает?
б)Почему некоторые ноты соединены между собой некой "чёрной полосой"?
Буду благодарен за ответы на вопросы.
С уважением, Виктор.
Виктор, наоборот, Вы - очень сообразительный и внимательный ученик :) Ниже ответы на Ваши вопросы. Кстати, именно благодаря Вам я понял, что можно и нужно
дополнить и раскрыть в уроке №2.
1) Такт - отрезок стана, продолжающийся от одной тактовой черты до другой. Внутри каждого такта может распологаться определенное число ритмических долей.
Такты - это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей :-) (размер 4/4).
То, какое их количество может поместиться в такте, указывает размер.
2) О размере: верхняя цифра означает сколько в такте долей, а нижняя - какие они по длительности.
Параметры нижней цифры: 1 - целая, 2 - половинная, 4 - четвертная, 8 - восьмая, 16 - шеснадцатая, 32 - тридцать вторая.
Например, размер 4/4 - в такте 4 доли и по длительности они четвертные, размер 3/8 - в такте 3 доли и по длительности они восьмые.
3) Есть объяснение в Уроке 4.
4) Есть объяснение в Уроке 4.
5)
а) Это сделано для удобства чтения нот: если голос один, то штили нот до 3 линейки пишутся вверх, а выше третьей - пишутся вниз. Это закон написания нот.
Если в мелодии два самостоятельных голоса, то штили верхнего голоса пишутся вверх, а нижнего - вниз;
б) Есть объяснение в Уроке 4. Еще есть лиги, которые соединяют несколько
разных нот - это legato.
Нуансировкам в пьесах, таким как: темп, динамика, педаль, легато, стакатто и т.д. будет посвящен отдельный урок, но ближе к концу обучения.
Спасибо, многое стало понятно, но всё же можно ещё раз уточнить понятие ритмической доли (что это такое?). А также по поводу длительности - она измеряется в секундах? Нужно приблизительно рассчитывать время нажатия клавиши? Или длительность и время нажатия - это разные понятия?
По поводу закона написания нот - то есть именно на ИГРУ это не влияет? Только на голос в песне?
И лиги - то есть до 4-го урока играть, не обращая на них внимания?
1. Доля - элементарная единица музыкального метра. Да, длительность измеряется в секундах, но не все композиторы это указывают. Есть понятие ритма и метра. Так вот метрическая пульсация отвечает за то, как долго звучит определенная длительность. Это как стук сердца: он постоянный, а ритм наших действий - разный, но в темпе стука сердца. Вот и у каждого музыкального произведения есть своя "сердечная" пульсация. Когда произведение только разучивается, эта метрическая пульсация берется произвольно, чтобы было удобно играть и учить новый материал, а уж потом она увеличивается в зависимости от темпа, указанного композитором. Но темпу в музыке будет посвящен отдельный урок. Пока надо играть - как удобно для изучения нового материала – медленно.
2. Да, на игру это не влияет.
3. Если нота залигована с такой же нотой, на нее нельзя не обращать внимания, но в музыкальных примерах такие ситуации не давались. Если совсем не терпится, читайте Урок 4.
Вы можете попроще написать, как песню сыграть? Что-то вроде "нажми эту клавишу 3 раза, потом подожди, затем перейди на следующую октаву и там нажми"... А то читаю и ничего не понятно - где жать, что жать... Что делать с этой тактовой чертой...
Есть такие учебники, в которых про нотную грамоту не сказано ни слова, например, один из них - "На фортепиано, синтезаторе – по слуху", авторы Д.Г. Парнес, С.Е. Оськина.
С тактовыми чертами ничего делать не надо. "Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке." Сложно объяснить по-другому.
Попробовал начать всё с нуля - не могу понять с какой октавы начинается пианино, а какой заканчивается - этого нигде не написано. В интернете прочитал, что октав должно быть 7.5, начинается с субконтроктавы и заканчивается пятой, у меня на синтезаторе такого нет. Всего 36 белых клавиш, как понять где у меня какая октава? Эту тупую песню не могу сыграть до сих пор, потому что не могу понять где у меня ВТОРАЯ октава??
Виктор, если Вы внимательно читали предыдущие уроки, к примеру, Урок №1, то наверняка ознакомились с рекомендацией при обучении остановить свой выбор на пианино, в том числе и по причине того, что некоторые синтезаторы часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами. Советую заглянуть в инструкцию к синтезатору, там должно быть описано, где конкретно в Вашем синтезаторе располагается 2-ая октава. На фортепиано 1-ая октава находится посередине, а правее - 2-ая.
Да уж... Где я в свои 17 и будучи в малюсенькой комнате настоящее пианино себе нарою? :) Ладно, впрочем, это не ваша проблема... Что ж, буду пытаться. Если что- напишу. Спасибо.
Расскажите побольше о басовых ключах как на них играть?
Добрый день! Об этом пока подробно говорить рано. Надеюсь, в уроке №4 Вы найдете ответы на все вопросы :)
Я никак не могу понять зачем нужно делить вот эту линию на который написаны ноты и , о размере такта... если он 4/4 это значит что там 4 деления и четвертные ноты НО там не только четвертные ноты но и половинные вы не могли-бы рассказать пожалуйста .. И за-ранее Спасибо :)
Зачем мы делим стихи на строчки? Такты – это те же строчки в стихах.
Плюс к этому начало такта – это всегда сильная доля. Как вы считаете, когда вальсируете? "Раз-два-три, раз-два-три", и именно на "раз" вы припадаете, именно "раз" выделяете. Или в марше – "Раз-два, раз-два", и опять же интуитивно мы выделяем именно первую долю.
А если не будет тактовых черт, как мы узнаем, где сильная доля?
О размере: читайте внимательно. "Верхняя цифра означает сколько в такте долей, а нижняя – какие они по длительности". Если размер 4/4 – это значит, что в такте 4 доли, и по длительности они четвертные.
Но четвертная нота содержит в себе 2 восьмых ноты, 4 шестнадцатых, 8 тридцать вторых и т. д.
Поэтому внутри такта с размером в 4/4 может быть от одной (целой, которая равна четырем четвертям) ноты до... ну, если не до бесконечности, то хотя бы 32 нот (тридцать вторых).
Автор, скажи пожалуйста, ЧТО именно указывает на то , что во втором такте нотного стана "Каравая" ноты соль и си являютс таковыми??? Я имею ввиду как определить по нотному рисунку что это именно эти ноты? по "палочке", которая спаивает восьмушки, или по черному шарику, что стоит на линии... И еще - откуда в нотном рисунке считаются ноты? Сверху вниз или наоборот? Спасибо.
Игнат, ноты – это, пользуясь вашей терминологией, "черный шарик, который стоит на линии", а штили указывают длительность. Прежде, чем задавать вопросы, читайте урок внимательней. Ноты считаются от ключа, который указывает, где пишется определенная нота. Скрипичный ключ указывает, где пишется нота соль первой октавы, басовый – где пишется фа малой октавы.
Ноты читаются снизу вверх: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.
Спасибо за уроки, очень познавательно :)
Тренируюсь :)
Надеемся, тренировки проходят успешно :)
Из Интернета скачал ноты русский романсов для пианино. Там два нотных стана, скрипичный и бассовый ключь. Но как начинается текст (голос) сверху появляется 3 нотный стан. Как играть? Потому что где голос, там мелодия, и хочеться играть его.
Немного об этом есть в Уроке 5. А так верхняя одиночная строчка – это вокальная партия. Она поётся, но не играется, а играют две других нижних строчки.
Решил учиться игре на пианино. Нашёл Ваш сайт - пока всё нравится и, в принципе, всё понятно написано.
Единственно ни как не могу понять, вот Вы пишите "Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар." Далее идёт небольшой отрывок какого-то произведения. Сперва идут две ноты Си, потом две ноты Ре. Если я всё правильно понимаю, то в первом такте данного произведения в Скрипичном ключе выделятся должны первая нота - Си, следующая нота Си играется тише, далее должна быть выделена первая нота Ре, потом чуть тише - вторая Ре. Так? Если так, то почему Вы всё-таки пишите что "Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.", т.е. в первом такте, вторая Си, и последняя Ре? Разъясните, пожалуйста, этот момент.
Здесь сравниваются размеры 4/4 и 2/4, с акцентом на то, что в четырехдольном размере сильная доля повторяется через каждые 4 доли, а в в двудольном – каждые две, но сильная доля, конечно, всегда первая в такте.
Спасибо, за быстрый ответ!
Уточните пожалуйста, в каждом такте может находиться только одна сильная доля (первая нота/аккорд в такте) или их может быть несколько? Акцент должен быть только на ней [сильной доле]?
Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые.
Размер такта может быть простым и сложным. Простой размер имеет одну сильную долю (всегда в начале такта). Тактовая черта ставится перед сильной долей. Сложный размер состоит из сложения нескольких простых (т.е. если его можно поделить на два или более одинаковых размера). Вот он и имеет, кроме сильной доли, ещё и относительно сильную. Например, сложный размер 4/4 получается из сложения двух простых: 2/4+2/4. В нём сильная доля первая, а относительно сильная - третья.
Акцент — выделение громкостью определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли, но он может появиться и внепланово, но для этого композиторы используют специальные обозначения, речь о которых пойдет позже.