На прошлом, третьем уроке мы изучали мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание. В нашем новом уроке мы наконец-таки попытаемся прочесть те письмена, которые композиторы пытаются до нас донести. Вы уже умеете различать ноты одну от другой и определять их длительность, но этого не достаточно, чтобы сыграть настоящее музыкальное произведение. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Для начала попробуйте сыграть эту простую пьеску:
Ну что, узнали? Это отрывок из детской песенки «Маленькой елочке холодно зимой». Если узнали и смогли воспроизвести, то Вы движетесь в правильном направлении.
Давайте немного усложним задачу и добавим еще один нотный стан. Ведь руки у нас две, и на каждую приходится один нотоносец. Давайте сыграем тот же отрывочек, но уже двумя руками:
Продолжим. Как Вы, наверное, заметили, в предыдущем отрывке оба нотоносца начинаются со скрипичного ключа. Так будет не всегда. В большинстве случаев правая рука играет в скрипичном ключе, а левая — в басовом. Вам надо будет научиться разделять эти понятия. Давайте займемся этим прямо сейчас.
И первое, что надо будет Вам сделать – это выучить расположение нот в басовом ключе.
Басовый (ключ Фа) обозначает, что на четвертой линии пишется звук фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Посмотрите как пишутся ноты басового и скрипичного ключей и, я надеюсь, поймете разницу.
А вот наша знакомая песенка «Маленькой елочке холодно зимой», но записанная в басовом ключе и перенесенная в малую октаву Поиграйте её левой рукой, что бы немного привыкнуть к написанию нот в басовом ключе.
Ну как, освоились? А теперь попробуем совместить в одном произведении два уже знакомых нам ключа – скрипичный и басовый. Первое время, конечно, будет трудно, — это как читать одновременно на двух языках. Но не паникуйте: практика, практика и ещё раз практика поможет Вам освоиться в одновременной игре в двух ключах.
Настало время первого примера. Спешу Вас предупредить – не пытайтесь играть сразу двумя руками – у нормального человека это навряд ли получится. Разберите сначала правую руку, а потом левую. После того как Вы выучите обе партии — можете соединить их воедино. Ну что, приступим? Давайте попробуем сыграть что-нибудь интересненькое, например, вот это:
Хорошо, если под аккомпанемент Вашего танго люди начали танцевать, — значит, дела Ваши идут в гору, а если нет – не отчаивайтесь. Причин тому может быть несколько: либо Ваше окружение не умеет танцевать :), либо у Вас все впереди, надо только приложить больше усилий, и тогда все обязательно получится.
До сих пор нотными примерами служили произведения с простым ритмом. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный.
Раньше мы играли в основном одинаковыми длительностями. Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
в) лига — дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
г) фермата — знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: «…а дальше я завтра сыграю». Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Из необходимого Вам, пожалуй, стоит напомнить, как выглядят паузы.
Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же, как и для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз и больше ни о чем не заботиться.
Ну вот, давайте попробуем применить полученные знания на практике:
Ноты песни L`Italiano Тото Кутуньо
Ну, и напоследок хочу познакомить Вас со знаками сокращения нотного письма:
- Знак повторения — реприза ( ) — употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например, народной песни. Если по замыслу композитора это повторение должно исполняться без изменений, точно, как в первый раз, то автор не пишет весь нотный текст заново, а заменяет его знаком репризы.
- Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, которая называется «вольта». Прошу не пугаться и не путать с электрическим напряжением. Она означает, что вся пьеса или ее часть повторяется. При повторении не нужно играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а следует сразу переходить на вторую.
Рассмотрим на примере. Играем с самого начала, доходим до знака «реприза» (напомню, что это знак повторения), начинаем опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1-ой вольты, сразу же «перескакиваем» ко второй. Вольт может быть и больше, в зависимости от настроения композитора. Вот захотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5 вольт.
Еще вольты бывают «Для повторения» и «Для окончания». В основном применяются такие вольты для песен (куплетов).
А теперь внимательно рассмотрим нотный текст, мысленно отметим, что размер четыре четверти (т.е. в такте 4 доли и по длительности они – четвертные), при ключе один бемоль – си (не забывайте, что действие бемоля распространяется на все ноты «си» в данном произведении). Составим «план игры», т.е. где и что повторим, и… вперед, друзья!
Et Si Tu N’existais Pas
Спасибо за замечание! Исправлено.
Автор, разве знак бекара перед Ре ( пример с танго. Поле скрипичного ключа) имеет место быть в данном примере? Возможно , ты имел ввиду бемоль а не бекар?? . Насколько мне известно,знак бекара ОТМЕНЯЕТ диез/бемоль у конкретной ноты в том случае, если все ноты данного такта «задиешены» (сори за слэнг) знаком «#» в начале этого такта. В примере с танго я не вижу , чтобы такт подвергался диезу целиком. Зачем тогда там бекар??? Могу просто ошибаться по неграмотности, заранее извини за претензии…Спс.
Автор нот просто перестраховался от неправильного прочтения, т. к. перед этим бекаром многократно появляется ре# первой октавы. Поэтому он специально указал на то, что ре второй октавы играется именно чистой (без диеза).
Понятно. Но как то это странно. И что, такие фривольности допустимы? Что занчит подстраховался? Ведь существуют правила написания нот… Если диез не стоит в начале такта , то и бекар ни к чему.. это каприз автора? Спасибо
Ученики склонны делать однотипные ошибки в плане чтения нот в определенных произведениях; чтобы этих ошибок избежать, в учебной литературе допускаются подобные вольности. И если автор хочет акцентировать внимание на этом знаке альтерации (указав лишний раз бекар, бемоль или диез), он не нарушает правил.
Большое спасибо авторам !!! Только с последовательностью уроков…Не могу пятого найти. Вот если бы как то упорядочить.
Еще раз спасибо за Вашу работу !
Юрий, и Вам спасибо за интерес к содержанию сайта. А разве уроки не выглядят упорядоченными? Вроде бы каждый урок имеет свой номер (он указан в названии урока в скобках), и пятый урок тоже.
Да ,спасибо , разобрался !
Изучаю. Все очень интересно расписано !
Спасибо , и творческих успехов !
Спасибо, все ясно
Привет всем ! Маленькая сложность — расположение нот в басовом ключе ! Или я не соображу , или у Вас этот момент пропущен ( я , конечно извиняюсь ) Можно ли это детальней осветить ? Спасибо.
В этом уроке приведено расположение нот как в скрипичном, так и в басовом ключе
Прежде всего: большое спасибо создателям сайта, уроки очень помогли.
Но несколько моментов мне не очень понятны, прошу разъяснить (нотную грамоту я тут изучаю с полного нуля).
1) Увеличение длины нот, обозначаемое точкой, производится с помощью педали или просто длительным нажатием клавиши?
2) Насчёт реприз и вольт — не совсем понятно. Вот тут пример — «Et Si Tu N’existais Pas». В нём есть одна реприза и две вольты. Во-первых, начинаю я играть, доигрываю первый раз весь отрывок вместе с той частью, что находится под вольтой, начинаю играть второй раз и через вольту я перескакиваю. Хорошо. А что же означает вторая вольта, после которой репризы нет? (а возможно я вообще ни капли не понял, что означают вольты) И во-вторых, что означают цифры под вольтами?
Нет, так совсем не понятно, что я имел ввиду… Быстрофикс:
начинаю я играть, доигрываю первый раз весь отрывок _ДО РЕПРИЗЫ_ вместе с той частью, что находится под вольтой, начинаю играть второй раз и через вольту я перескакиваю.
1) Педаль обозначается другим символом, который помещается под нотным станом.Точка удлиняет саму ноту.
2) Под вольтами пишутся разные варианты окончания музыкальных фраз. Под первой вольтой пишется первый вариант окончания музыкальной фразы. За ней следует реприза, которая говорит о том, что произведение надо повторить с начала или от открывающей репризы (||:), после этого первая вольта не играется, а играется сразу вторая, в конце которой стоит заключительная тактовая черта (||). Вольты обозначаются цифрами, количество которых зависит от фантазии композитора, а бывает, что под ними пишут «для повторения» и «для окончания» (обычно они встречаются в песенной форме).
Успехов вам в учении!
Спасибо, теперь стало понятно.
Ответьте, пожалуйста, снова(( Вопрос насчёт ЛИГИ, как я поняла, она вообще не в счёт, она никак не влияет на игру???? Так?7 И ещё ЧЁРНАЯ ТОЧКА-она только увеличивает длительность звучания ноты, нет ТОЧКИ, которая означает ПАУЗУ??? Заранее, СПАСИБО))
Извините, если надоела уже, но опять ВОПРОСЫ, я, наверное, упустила этот момент, что за знаки в ТАНГО, в пятом такте, где скрипичный ключ??? СПАСИБО, заранее!!)
Лига, как правило, обозначает то, что ноты, которые находятся под ней или над ней, надо играть связно, т.е. на игру она, конечно же, влияет :-), а вот на высоту нот – нет (нюансам в музыке будет посвящен отдельный урок).
Но в этом уроке рассматриваются лиги, которые влияют на длительность нот – это связывающие стоящие рядом ноты одинаковой высоты. Если в нотах встречаются такие лиги, то вторая залигованная нота не играется, а продолжает держаться столько времени, столько по длительности вторая нота. Т.е. с помощью такой лиги ноты можно продлевать до бесконечности
Черная точка или две черных точки, стоящие ОКОЛО ноты, влияют ТОЛЬКО на её длительность. Обо всех других точках мы будим говорить ПОЗЖЕ.
Марина, информация по знакам альтерации добавлена в Урок №1 «Игра на пианино для начинающих».
И как играть эти интервалы сейчас в басовом ключе ТАНГО?? Я ничего не поняла насчёт интервалов, как их играть?? Помогите, пожалуйста!
Спасибо большое за терпение в объяснении глупых моих вопросов))
Играть надо не интервалы, а ноты. Ноты, записанные одна над другой, надо играть одновременным нажатием этих нот. А знание состава и названий интервалов пригодится попозже.
Теперь понятно, ещё раз БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Будьте добры, подскажите, что означает бемоль или диез непосредственно после басового или скрипичного ключа? А иногда несколько бемолей или диезов… Или я что-то пропустила?
Это ключевые знаки альтерации, информация о них есть в Уроке №1
И в самом деле пропустила. Спасибо большое!
«Посмотрите как пишутся ноты басового и скрипичного ключей и, я надеюсь, поймете разницу» — и ниже приведена картинка, где в скрипичном ключе гамма от «до» идёт вверх, а в басовом ключе от «до» вниз, т.е. ноты, располагающиеся друг под другом не совпадают, кроме нот «до». Мне кажется, новички не смогут понять, где в басовом ключе какая нота, и вопрос уже здесь такой прозвучал. Как мне кажется, лучше бы было либо подписать под каждой нотой её название, либо расположить в одинаковом порядке ноты в скрипичном и басовом ключах
Хорошо, подпишем ноты и добавим таблицы с расположением нот в восходящем порядке в скрипичном и басовом ключах.
Здравствуйте, у меня такой вопрос, может я что-*то пропцстил, но какмим пальйами правильно играть танго, и вообще другие композиции?
спасибо
Пальцы в танго уже давно проставлены, до других композиций еще руки не дошли, но мы там их обязательно проставим.
Здравствуйте, а как играть произведение для фортепиано, если ноты написаны на трех строках, я чего-то не пойму, извините за вопрос, если он глупый.
какой размер такта в песенке Кутуньо?
1. Учусь на синтезаторе, возникают проблемы с поддержанием ритма. где-то быстрее получается, где-то медленнее. думал, само пройдет со временем, но не проходит.
метроном не особенно помогает.
существуют способы или методики, тренировки какие-нибудь, для поддержания ритма?
как понять, каким пальцем играть определенную ноту в произведении?
зачем восьмые соединены палочкой? если этих палочек полторы, значит, одна из нот шестнадцатая?
Здравствуйте!
Как правило, на трех станах записываются вокальные произведения.
Верхний стан — вокальная партия, которая поется, но не играется.
Средний стан — правая рука.
Нижний стан — левая рука.
Бывает, что фортепианное произведение записывают на трех станах. Это делается либо для удобства чтения нот, либо это полифоническая музыка, и каждый голос там записан на отдельном стане. В этих случаях в нотах (как правило) ставятся ремарки — где какой рукой играть.
4/4
Здравствуйте, Иван!
Как правило, у начинающих пианистов проблема с темпом возникает от неудержимого желания играть все в тепме, который они еще не в состоянии осилить.. Отсюда и вытекает его неровность — в выученных или не очень сложных местах темп ученик осиливает, но как только попадается на пути более сложное место, то темп сразу замедляется. Выход один — учить подольше в медленном темпе, постепенно его наращивая. Ощущение внутренней пульсации с практикой постепенно наработается. Главное — НЕ ТОРОПИТЬСЯ.
Поначалу пользоваться теми пальцами, которые даны в нотах. Если пальцы не проставлены, то опираться на удобство воспроизведения, чтобы пальцы не выворачивались и руки не выкручивались.
Восьмые соединяются палочкой для удобства чтения и записи нот. Об этом уже говорилось в Уроке №2. Вы правильно понимаете, что, если палочки полторы, значит, одна из нот, на штиле которой начинаются две палочки — шестнадцатая.
спасибо)а как определять в произведениях на которых не проставлены пальцы??
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Никак не могу понять, в скрипичном ключе нота ДО пишется в гамме так же, как бы писалась бы в скрипичном ЛЯ? То есть это одни и те же ноты, только разные по написанию? Или в гамме там все-таки ноты на октаву ниже?
У меня синтезатор (5 октав), к сожалению, 2 месяца ничего лучшего не будет, и я не понимаю, какие октавы играть в скрипичном, а какие в гамме. Хотя ноты все уже «угадываю».
Простите за глупые вопросы, но на проигрывании Дассена это вылезло наружу, — не могу двумя руками играть! Не понимаю, какие Ре, какие Соль, где их найти на этих 5 октавах
Может быть, Ваш вопрос должен звучать так: «Нота ДО в басовом ключе пишется на нотном стане там же, где пишется на нотном стане нота ЛЯ в скрипичном ключе?»
Ответ: Да
Ответ: Нет, это разные ноты. Они звучат и пишутся по-разному. Надо перечитать сведения о скрипичном и басовом ключах повнимательнее.
Ответ: Нет, это разные ноты
Ответ: Для игры двумя руками достаточно и трёх октав, только для этого, для начала, надо хотя бы выучить написание нот в разных ключах.
Ответ: Чтобы научиться играть по нотам, для начала, надо хотя бы выучить написание нот в разных ключах. Начинать, конечно, надо с нот, написанных в скрипичном ключе, а потом (как будете уверенно знать написание нот в скрипичном ключе) начинать учить написание нот в басовом ключе. Гаммы — это упражнения для пальцев и их играть надо обязательно, если Вы вообще хотите научиться играть.
Ответ: ноты надо знать, и находить их на клавиатуре «вслепую»
Ответ: разбирать надо произведение каждой рукой отдельно. Ноты на клавиатуре имеют каждая свое место. А вот записываются они по-разному. И это надо выучить — где и как в разных ключах они записываются. Пока не будет знаний и понимания всего этого, никакой игры по нотам не получится. Останется только «угадывание» нот по-слуху. Отталкивайтесь от того, что первая октава на клавиатуре находится примерно посередине.
О, Боже, какая же у меня путаница была ДО вашего ответа!!
Огромнейшее Вам спасибо!
Прояснилось
Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino
А можно ссылку на третий урок
Здравствуйте, у вас некоторые картинки пропали. Было бы неплохо восстановить
Спасибо за замечание. Восстанавливаем потихоньку.
Здравствуйте. Видимо я уж совсем тугодум, но всё ещё не понимаю одного: почему некоторые ноты соединены чёрной палочкой сверху? Вот сколько Ваши уроки не читаю, нигде не могу найти. И как такие ноты играть? Я вас умоляю, объясните!
Добрый день, объясните пожалуйста у вас в произведении L’ITALIANO , есть картинка с нотным станом, а если открываешь ссылку которая представлена ниже то открывается будто другое произведение, я немного не понимаю, Вы выкладываете какой-то отрывок или это как то по другому работает)
А про дугообразную линию хотел спросить, то есть это соединяет две одинаковые ноты, и ты тут должен два раза нажать, или надо один раз нажать и держать, чтобы длина была суммой длин этих двух нот?