Ему не надо было ждать вдохновения, чтобы играть гениально. Если же оно его все-таки посещало, то он импровизировал и играл свинг как никто другой на свете. Он с легкостью интерпретировал популярные баллады, привнося в них свой неповторимый и неподражаемый стиль.
Содержание статьи
Билл Эванс был третьим сыном матери-украинки и отца-валлийца. Дома, на родине, а тогда это была еще царская Россия, мать Эванса пела в церковном хоре и увлеченно занималась музыкой. Она была глубоко верующим человеком, православной христианкой. Наверное, отчасти из-за этого шестилетний Билл также пел в церковном хоре.
Иммигрировав в США, она продолжала играть на фортепиано и с воодушевлением учила музыке своих детей. Младший из них, Билл, был не по годам развит, очень тонко чувствовал музыку и проявил к ней незаурядные способности. Какие сухие фразы! А ведь за ними стоят годы жизни на чужбине, осознание того факта, что многие славяне того времени были вынуждены покинуть родину и жить в стране с другой культурой, другим языком и совершено другими обычаями.
Как и полагается, он учил классические произведения. Например, Рахманинова и Бетховена. И вместе с тем в нем росла любовь к джазу.
Это сейчас Дюк Эллингтон считается едва ли не классиком и динозавром такого «древнего» стиля, как джаз. А тогда это была очень даже популярная и совсем новая музыка. Поэтому для Билла Эванса его джазовые эксперименты были в первую очередь забавным развлечением. Он так и развлекался, делая джазовые аранжировки к классическим произведениям.
Поэтому логично, что его любимыми композиторами были Шопен, Равель и Дебюсси. Когда он вырос, то поступил в Юго-Восточный университет штата Луизиана. Тот самый, что находится в городе Хаммонд. Учился, выучился и на экзамене сыграл Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена.
Помимо музыки, он также изучал эстетику и философию. Его всерьез заинтересовала восточная философия. В частности, дзен-буддизм. Но он все-таки получил диплом академического пианиста и стал играть вместе с гитаристом Манделом Лоу и Редом Митчеллом (контрабас).
Точнее, военный оркестр Херби Филлдса. Сам Билл Эванс вспоминает, что это был самый неудачный эксперимент в его жизни. Но тогда ему мало что оставалось делать. Ведь он попал под военный призыв и хорошо еще, что его служба ограничилась игрой в военном оркестре.
Почему неудачный? С одной стороны, вообще мало кто любит добровольно-принудительную армейскую службу. Но, помимо всего прочего, ему еще и довольно плохо давалась военная дисциплина и порядок. Его желудок отказывался воспринимать грубую армейскую пищу, и годы службы сказались на его здоровье самым неблагоприятным образом.
Он и так был физически слаб. А постоянные насмешки и приставания со стороны сослуживцев мало способствовали поднятию морального духа. И он начал страдать от депрессии. Возможно, именно из-за этого его потом преследовали проблемы в последующей личной жизни.
Все бы ничего, но из-за скверной пищи у него развилась язва желудка. А травмы душевные зачастую лечились довольно эксцентричным образом – наркотиками. К сожалению, именно из-за них он умер так рано. Ему было всего пятьдесят лет.
Но все — и хорошее, и плохое — имеет свойство со временем проходить. И его служба в армии тоже пришла к своему завершению.
Наконец, когда она закончилась, он смог появиться на нью-йоркской сцене! Это осуществилось в 1956-м году, когда он стал играть с кларнетистом Тони Скоттом. Между прочим, Скотт был первым музыкантом, который по достоинству оценил игру Эванса. Он попросту пришел в восторг, когда услышал, как тот играет.
Так он пригласил его играть в свою группу. И таким образом начался путь Билла Эванса к широкой известности.
Какое-то время Билл Эванс работал с таким известным джазовым композитором как Джордж Рассел. Он записывался с Чарли Мингусом, а потом познакомился с Майлзом Дэвисом. И примкнул к его секстету.
После этого он стал испытывать довольно необычное давление. Его откровенно не любили черные музыканты. Дело в том, что им казалось возмутительным, что белый пианист играет джаз, то есть вроде как музыку черных, и довольно неплохо зарабатывает, в то время как сами они оставались без денег и без работы.
Сам же Майлз Дэвис отвечал на это, что Биллу Эвансу удавалось зарабатывать не потому, что он был белым, а потому, что он был лучшим пианистом.
С Майлзом Эванс проработал не так уж и много. Так, всего лишь несколько записей и концертов. Но именно в составе его оркестра он впервые попробовал наркотики. И очень сильно на них подсел. Сам Майлз Дэвис к тому времени был уже наркоманом. Что поделать, дурное влияние хорошего человека, вперемешку со стрессом.
Получился современный камерный джаз — «piano trio». Эванс очень много выступал в составе трио, а потому и сделал такое сочетание чрезвычайно популярным. Кроме того, он создал очень много концертных и студийных альбомов, и благодаря этому стиль джазового фортепианного трио был сформирован окончательно.
Если говорить кратко, то роль инструментов в этом жанре выглядела следующим образом: пианист-импровизатор был ведущим музыкантом, но наравне с ним также импровизировали и солировали контрабасист и барабанщик. Как сказали бы сейчас, полноценная ритм-секция (кстати, абсолютно типичная для подавляющего большинства рок-групп) и вполне самодостаточная мелодическая часть в лице пианиста.
1959-й год. К этому времени Билл Эванс возглавлял свое собственное трио. Кроме него в нем также играли контрабасист Скотт ЛаФаро и барабанщик Пол Моушен.
Если и возможна абсолютная связь между музыкантами одной группы, то она определенно была у джазменов этого трио. Они настолько тонко чувствовали игру друг друга, что могло показаться, будто их связь почти телепатическая.
Но в июне 1961-го года случилось несчастье. После долгих и напряженных записей ЛаФаро попал в автомобильную катастрофу и погиб. Это произвело на Эванса такое тягостное впечатление, что на весь оставшийся год он ушел в затворники.
Вновь на джазовой сцене он появился лишь в 1962-м году, на этот раз в роли басиста был Чак Израэлс и барабанщик Ларри Банкер. Этот состав также стал известным всему миру. Особенно тому способствовали крайне успешные концертные выступления на международных фестивалях.
Стоит отдельно отметить его совместные работы с гитаристом Джимом Холлом. Они и сейчас являются образцом непревзойденной джазовой музыки. Музыки тихой и с изящными импровизациями. Этому составу потом подражали многие музыканты. Беседа двух инструментов, гитары и рояля, стала каноном джаза. В результате даже выделился стиль, который можно назвать стилем Эванса-Холла.
Билл Эванс играл в составе с многими музыкантами. Периодически менялись басисты, он приглашал самых разных музыкантов.
На альбомах 1963-го и 1966-го годов можно проследить новую нить его экспериментов. На этот раз он экспериментирует с наложениями и создает новый жанр: человек-оркестр. На этих альбомах все партии он сыграл самостоятельно, проявив свой талант мультиинструменталиста.
Снова он уединился со своим роялем в студии уже в 1968-м году. Тогда он записал свой самый лучший альбом, который так и называется – Alone, то есть «Один». Откровенно говоря, это сборник кавер-версий, как сказали бы сейчас. Но в его исполнении известные и популярные мелодии заиграли такими непривычно яркими красками, что альбом стал платиновым.
Семь лет спустя он снова закрылся в студии, после чего был издан альбом Alone Again, то есть «Снова один».
На то время Эванс много выступал и работал с такими известными исполнителями, как Тонни Беннет. С ним, например, он записал два альбома музыки к фильмам. Они вместе работали несколько лет, и их дуэт пережил и Битлз, и многих других исполнителей, особенно в том, что касается популярности.
Они выбрали довольно интересное направление продвижения своей карьеры. Играя в чисто камерном духе, они исполняли знаменитые песни, хиты и музыку кино, обогатив их звучание своими собственными гармониями и импровизациями.
Его имя по-прежнему широко известно среди пианистов–импровизаторов. Он создал новые ритмы и гармонии, соединил джаз и классику вместе с этнической музыкой. Он одним из первых экспериментировал со студийной записью в таком ключе, как многодорожечные наложения.
И конечно же, он остался в сердце поклонников его музыки. На этом видео Bill Evans в составе трио 19 марта 1965 года исполняет Waltz For Debby:
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…