Когда-то он был известен. Когда-то его знали как наиболее значимого пианиста в истории американской джазовой музыки. Лишь немногие музыканты способны повторить его утонченные аккордовые построения. Он был популярен даже среди людей, которым не очень-то и нравился джаз. Поэтому он был вне конкуренции! Знакомьтесь, Билл Эванс!
Ему не надо было ждать вдохновения, чтобы играть гениально. Если же оно его все-таки посещало, то он импровизировал и играл свинг как никто другой на свете. Он с легкостью интерпретировал популярные баллады, привнося в них свой неповторимый и неподражаемый стиль.
Содержание статьи
Детство Билла
Билл Эванс был третьим сыном матери-украинки и отца-валлийца. Дома, на родине, а тогда это была еще царская Россия, мать Эванса пела в церковном хоре и увлеченно занималась музыкой. Она была глубоко верующим человеком, православной христианкой. Наверное, отчасти из-за этого шестилетний Билл также пел в церковном хоре.
Иммигрировав в США, она продолжала играть на фортепиано и с воодушевлением учила музыке своих детей. Младший из них, Билл, был не по годам развит, очень тонко чувствовал музыку и проявил к ней незаурядные способности. Какие сухие фразы! А ведь за ними стоят годы жизни на чужбине, осознание того факта, что многие славяне того времени были вынуждены покинуть родину и жить в стране с другой культурой, другим языком и совершено другими обычаями.
Родился Билл в 1929-м году. Уже в семь лет он определился со своими жизненными приоритетами. Часто вот так бывает, что детскую мечту забывают, а потом ищут себя, натыкаясь на полную беспомощность своей собственной жизни. Но здесь как раз был несколько иной случай. Он твердо решил большую часть времени уделять музыке. При этом увлеченно читал книги.
Как и полагается, он учил классические произведения. Например, Рахманинова и Бетховена. И вместе с тем в нем росла любовь к джазу.
Это сейчас Дюк Эллингтон считается едва ли не классиком и динозавром такого «древнего» стиля, как джаз. А тогда это была очень даже популярная и совсем новая музыка. Поэтому для Билла Эванса его джазовые эксперименты были в первую очередь забавным развлечением. Он так и развлекался, делая джазовые аранжировки к классическим произведениям.
Поэтому логично, что его любимыми композиторами были Шопен, Равель и Дебюсси. Когда он вырос, то поступил в Юго-Восточный университет штата Луизиана. Тот самый, что находится в городе Хаммонд. Учился, выучился и на экзамене сыграл Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена.
Помимо музыки, он также изучал эстетику и философию. Его всерьез заинтересовала восточная философия. В частности, дзен-буддизм. Но он все-таки получил диплом академического пианиста и стал играть вместе с гитаристом Манделом Лоу и Редом Митчеллом (контрабас).
Херби Филдс
Точнее, военный оркестр Херби Филлдса. Сам Билл Эванс вспоминает, что это был самый неудачный эксперимент в его жизни. Но тогда ему мало что оставалось делать. Ведь он попал под военный призыв и хорошо еще, что его служба ограничилась игрой в военном оркестре.
Почему неудачный? С одной стороны, вообще мало кто любит добровольно-принудительную армейскую службу. Но, помимо всего прочего, ему еще и довольно плохо давалась военная дисциплина и порядок. Его желудок отказывался воспринимать грубую армейскую пищу, и годы службы сказались на его здоровье самым неблагоприятным образом.
Он и так был физически слаб. А постоянные насмешки и приставания со стороны сослуживцев мало способствовали поднятию морального духа. И он начал страдать от депрессии. Возможно, именно из-за этого его потом преследовали проблемы в последующей личной жизни.
Все бы ничего, но из-за скверной пищи у него развилась язва желудка. А травмы душевные зачастую лечились довольно эксцентричным образом – наркотиками. К сожалению, именно из-за них он умер так рано. Ему было всего пятьдесят лет.
Но все — и хорошее, и плохое — имеет свойство со временем проходить. И его служба в армии тоже пришла к своему завершению.
Наконец, когда она закончилась, он смог появиться на нью-йоркской сцене! Это осуществилось в 1956-м году, когда он стал играть с кларнетистом Тони Скоттом. Между прочим, Скотт был первым музыкантом, который по достоинству оценил игру Эванса. Он попросту пришел в восторг, когда услышал, как тот играет.
Так он пригласил его играть в свою группу. И таким образом начался путь Билла Эванса к широкой известности.
Майлз Дэвис
Какое-то время Билл Эванс работал с таким известным джазовым композитором как Джордж Рассел. Он записывался с Чарли Мингусом, а потом познакомился с Майлзом Дэвисом. И примкнул к его секстету.
После этого он стал испытывать довольно необычное давление. Его откровенно не любили черные музыканты. Дело в том, что им казалось возмутительным, что белый пианист играет джаз, то есть вроде как музыку черных, и довольно неплохо зарабатывает, в то время как сами они оставались без денег и без работы.
Сам же Майлз Дэвис отвечал на это, что Биллу Эвансу удавалось зарабатывать не потому, что он был белым, а потому, что он был лучшим пианистом.
С Майлзом Эванс проработал не так уж и много. Так, всего лишь несколько записей и концертов. Но именно в составе его оркестра он впервые попробовал наркотики. И очень сильно на них подсел. Сам Майлз Дэвис к тому времени был уже наркоманом. Что поделать, дурное влияние хорошего человека, вперемешку со стрессом.
Зарождение личного ансамбля
В конце концов вариант джазового трио развился в отдельный жанр. Как и биг-бенд, он также стал набирать свою законную популярность. А в его развитии самое непосредственное участие принял именно Билл Эванс.
Получился современный камерный джаз — «piano trio». Эванс очень много выступал в составе трио, а потому и сделал такое сочетание чрезвычайно популярным. Кроме того, он создал очень много концертных и студийных альбомов, и благодаря этому стиль джазового фортепианного трио был сформирован окончательно.
Если говорить кратко, то роль инструментов в этом жанре выглядела следующим образом: пианист-импровизатор был ведущим музыкантом, но наравне с ним также импровизировали и солировали контрабасист и барабанщик. Как сказали бы сейчас, полноценная ритм-секция (кстати, абсолютно типичная для подавляющего большинства рок-групп) и вполне самодостаточная мелодическая часть в лице пианиста.
1959-й год. К этому времени Билл Эванс возглавлял свое собственное трио. Кроме него в нем также играли контрабасист Скотт ЛаФаро и барабанщик Пол Моушен.
Если и возможна абсолютная связь между музыкантами одной группы, то она определенно была у джазменов этого трио. Они настолько тонко чувствовали игру друг друга, что могло показаться, будто их связь почти телепатическая.
Но в июне 1961-го года случилось несчастье. После долгих и напряженных записей ЛаФаро попал в автомобильную катастрофу и погиб. Это произвело на Эванса такое тягостное впечатление, что на весь оставшийся год он ушел в затворники.
Вновь на джазовой сцене он появился лишь в 1962-м году, на этот раз в роли басиста был Чак Израэлс и барабанщик Ларри Банкер. Этот состав также стал известным всему миру. Особенно тому способствовали крайне успешные концертные выступления на международных фестивалях.
Стоит отдельно отметить его совместные работы с гитаристом Джимом Холлом. Они и сейчас являются образцом непревзойденной джазовой музыки. Музыки тихой и с изящными импровизациями. Этому составу потом подражали многие музыканты. Беседа двух инструментов, гитары и рояля, стала каноном джаза. В результате даже выделился стиль, который можно назвать стилем Эванса-Холла.
Билл Эванс играл в составе с многими музыкантами. Периодически менялись басисты, он приглашал самых разных музыкантов.
Человек-оркестр
На альбомах 1963-го и 1966-го годов можно проследить новую нить его экспериментов. На этот раз он экспериментирует с наложениями и создает новый жанр: человек-оркестр. На этих альбомах все партии он сыграл самостоятельно, проявив свой талант мультиинструменталиста.
Снова он уединился со своим роялем в студии уже в 1968-м году. Тогда он записал свой самый лучший альбом, который так и называется – Alone, то есть «Один». Откровенно говоря, это сборник кавер-версий, как сказали бы сейчас. Но в его исполнении известные и популярные мелодии заиграли такими непривычно яркими красками, что альбом стал платиновым.
Семь лет спустя он снова закрылся в студии, после чего был издан альбом Alone Again, то есть «Снова один».
На то время Эванс много выступал и работал с такими известными исполнителями, как Тонни Беннет. С ним, например, он записал два альбома музыки к фильмам. Они вместе работали несколько лет, и их дуэт пережил и Битлз, и многих других исполнителей, особенно в том, что касается популярности.
Они выбрали довольно интересное направление продвижения своей карьеры. Играя в чисто камерном духе, они исполняли знаменитые песни, хиты и музыку кино, обогатив их звучание своими собственными гармониями и импровизациями.
Последнее «прощай»
В восьмидесятом году Эванс отправился в европейское турне с Марком Джонсоном и Джо Ла Барбера. Оно оказалось последним. 15 сентября 1980-го года он умер в нью-йоркском госпитале от внутреннего кровотечения, вызванного гепатитом и застарелой язвой желудка.
Его имя по-прежнему широко известно среди пианистов–импровизаторов. Он создал новые ритмы и гармонии, соединил джаз и классику вместе с этнической музыкой. Он одним из первых экспериментировал со студийной записью в таком ключе, как многодорожечные наложения.
И конечно же, он остался в сердце поклонников его музыки. На этом видео Bill Evans в составе трио 19 марта 1965 года исполняет Waltz For Debby: