Альфред Корто – пианист-легенда


Неожиданные способы интерпретации Корто поражали
Альфред Корто видел музыку иначе.

Кем были бы музыканты Rolling Stones, Pink Floyd, The Beatles, если бы им довелось родиться веком ранее? Есть ли аналоги у Элвиса Пресли, Мадонны или Боно в прошлом?

Конечно, есть, в истории всегда были люди, которые видели музыку иначе, которые не ходили проторенными дорожками и всегда находили самый неожиданный, яркий и безумный способ самовыражения.

Один из них, сумевший стать последним из легендарных музыкантов «Великой эпохи» и первым показать новый путь для интерпретаторов классики современности, – пианист Альфред Корто.

Пианист, дирижер, преподаватель музыки – родись он в середине XX века, мы бы, возможно и не услышали о тех, кто упомянут выше.

 

Своя классика

Странная манера игры и ведение музыки пианиста Корто
Игру этого гения хвалили по всей Европе, ее же ругали по всему миру.

Музыка Корто – это нечто, чего не услышишь сейчас, не считая, конечно, собственных прижизненных записей маэстро. Игру этого виртуоза – нет, неверное слово, – игру этого гения хвалили по всей Европе, ее же ругали по всему миру.

Корто отказывали в профессионализме величайшие пианисты столетия, и в то же время он собирал огромные залы, где люди, богатые и знаменитые, способные позволить себе такое изысканное развлечение, ловили с замиранием сердца каждый его небрежный жест.

Везде, где только возможно, он не только играл на фортепьяно, но также дирижировал, записывался и, главное – преподавал. Альфреда неоднократно обвиняли в «провалах памяти», небрежной игре, недостатке технического совершенства.

Было ли это действительно так? Вряд ли, учениками этого великого музыканта были знаменитейшие виртуозы: Дину Липанти, Клара Хаскил, Альфредо Казелла, Магда Тальяферро – все они славились невероятно техничной игрой.

Альфред Корто не был виртуозом, если понимать этот термин как непосредственное «техническое» умение игры на фортепьяно, он был гениальным музыкантом.

«Откуда брал он время держать свою технику в порядке? Ответ прост: он вовсе и не делал этого. Корто всегда допускал ошибки», – говорил о Корто другой гений – Шонберг, продолжая свою мысль следующим образом: «Музыка Корто всегда была за пределами привычных понятий, он был мастером, виртуозно понимавшим природу музыки, а не фортепьяно. Он чувствовал Баха, Моцарта, Шопена, обожаемых им Вагнера и Шуберта так, как не чувствовал более никто, в творениях мастеров он находил для себя бесконечное пространство для самовыражения, создавая собственное, уникальное звучание великой классики.»

«Высшее предназначение артиста заключается в том, чтобы вновь оживить скрытые в музыке человеческие чувства», – говорил сам Корто о природе игры в целом и воплощал эти слова в деле.

«Для любого другого, менее значительного художника это было бы непростительно. Для Корто это не играло никакой роли. Это воспринималось, как воспринимаются тени на картинах старых мастеров. Потому что, несмотря на все ошибки, его великолепная техника была безупречна и способна на любой «фейерверк», если этого требовала музыка», – так заканчивается мысль Шонберга о недостатке техники у Корто.

Альфред Корто за инструментом
«Высшее предназначение артиста заключается в том, чтобы вновь оживить скрытые в музыке человеческие чувства»

Говоря техническими, музыкальными терминами, игра Корто была яркой, рельефной, эмоциональной, искрометной, на первое место он ставил принцип, почерпнутый когда-то из слов Рубинштейна в их первую встречу, – «Бетховена не играют, его вновь сочиняют».

Такое понимание роли музыканта Корте перенес на каждого композитора и музыкальное произведение, которое когда-либо исполнял.

Говоря об Альфреде, профессионалы и критики замечали, что его игре присуща насыщенность звучания, широта мелодического дыхания, почти ораторски приподнятая манера интонирования.

Что это значит на самом деле? Корто был человеком, который самим фактом своего существования стал завершением эпохи великих интерпретаторов XIX века, в его музыке от и до прозвучало все то, чего можно было ожидать от музыки, которую пианист сочиняет вновь.

Возможно, именно потому и пришли на смену Корто технически совершенные интерпретаторы-рабы, которые от и до играли музыку Шопена, Баха, Моцарта так, как им велели нотные листы, не имея ни сил, ни умения «тягаться» с манерой исполнения гения, способного придать музыке классиков собственное звучание.

И в то же время, возможно, именно благодаря Корте и таким виртуозам, как он, тем самым «мастерам старой эпохи» начали появляться новые музыкальные стили – от джаза до тяжелого металла, где эмоции, не техника, но экспрессия, сила самовыражения нашли сильнейшее воплощение, уступив классике место в сердцах любителей технического совершенства, но забравшие себе всех тех, кто видел в музыке дух, глубину переживаний, то удивительное чувство, которое рождает в душе исполнение, наполненное смыслом.

Корто был потомком старых и прародителем новых музыкантов, в определенном смысле затронув не только классическую музыку, но и все музыкальные стили, нашедшие свое рождение в XX веке.

Шагая по годам

Гений Корто проявлялся и в дирижерской работе
В его жизни была лишь музыка, возможно, именно потому он и сумел стать кумиром миллионов

Альфред Корто родился в конце XIX века, разделил эпоху с другими великими «сверстниками»: Игнацы Яном Падеревским, Сергеем Рахманиновым, Жаком Тибо – и успел застать конец жизни таких исполинов, как Вагнер, Рубинштейн, Лист.

В его жизни не было ярких потрясений, вроде борьбы за свою страну, в которой участвовал Падеревский или борьбы за собственную жизнь, которую вел Дьердь Циффра весь свой долгий срок. В его жизни были лишь музыка, возможно, именно потому что он не отвлекался на «мирское», Корто и сумел стать кумиром миллионов, в наибольшей степени внести огромный вклад в настоящее и будущее музыки после него.

  • Альфред Дени Корто пришел в этот мир в городке Нилон (Швейцария), отец его был французом, мать швейцаркой, радостное событие это произошло в 1877 году, 26 сентября.
  • Первым преподавателем Корто был Эмиль Декомбес – ученик Шопена. Юноша обучался в Парижской консерватории, после смерти Декомбеса у не менее талантливого Луиса Диемера.
  • Первый свой триумф Корто одержал именно в Парижской консерватории, получив престижную награду (Гран-при) за игру на фортепьяно.
  • В консерватории Корто нашел верного и опытного старшего товарища в лице Эдварда Рислера (известного виртуозной солоаранжировкой «Тиля Уленшпигеля»). Именно Рислер привил Альфреду многие полезные свойства истинного музыканта – свободное отношение к музыке и широту кругозора в первую очередь.
  • Еще до поступления в консерваторию Корто довелось встретиться с великим русским пианистом Антоном Рубинштейном, который «подарил» юноше девиз о музыке.
  • Как пианист Корто дебютировал в 1897 году, но затем надолго отставил это занятие на второй план, избрав карьеру дирижера, в ходе которой, начиная с 1901 и по 1905 годы, открывает миру и в первую очередь французскому зрителю новое звучание Вагнера.
  • В 1902 году с огромным успехом Корто руководит как дирижер и организатор премьерой «Гибели богов» во Франции.
  • Для наилучшего знакомства публики с творчеством Вагнера и ряда других выдающихся композиторов, в том числе и русских, Корто основывает «Ассоциацию концертов Корто», позже он становится дирижером парижского Национального общества. Еще позже Корте также основал два коллектива – Симфонический и Филармонический.
  • В качестве яркого и самобытного интерпретатора, известного всего миру, Альфред начинает выступать с 1908 года. А перед этим в составе легендарного трио пианистов, считающегося лучшим в двадцатом веке, выступает вместе с Пабло Казальсом и Жаком Тибо.
  • Параллельно с выступлениями Корто преподает в Парижской консерватории (с 1907 по 1923 гг.), своей альма-матер, представляя миру одного за другим плеяду талантливых французских пианистов. Позже он также основывает Нормальную школу музыки («Эколь Нормаль»). В дополнение к своей педагогической деятельности Корто выпустил несколько образовательных книг (в том числе «Курс интерпретации», обошедший весь мир).
  • Корто прославился как отличный педагог, яркий интерпретатор, вдохновенный дирижер. Его творчество доступно и сейчас – в записях на пластинках и дисках, в виде съемок концертов, переизданий его образовательных произведений.
  • Альфред Дени Корто ушел из жизни в Лозанне 15 июня 1962 года, за два года до того момента, когда прекратил давать концерты один из самых сильных его соперников в таланте экспрессивной интерпретации Гленн Гульд. После себя маэстро оставил невероятное музыкальное наследие, верой и правдой послужившее не только классике, но и современным «молодым» музыкальным стилям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий