Альфред Брендель — один из величайших музыкантов двадцатого и двадцать первого веков. Известен своей виртуозной интерпретацией произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса и Листа. Гениальный пианист внес огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства.
Содержание статьи
Его предками были немцы, австрийцы, итальянцы и славяне. Брендель родился 5 января 1931 года в городе Вайзенберг Северной Моравии (ныне Чехия) и провел свое детство, путешествуя по всей Югославии и Австрии.
Когда Альфред был шестилетним ребенком, его семья переехала в Загреб, и отец стал директором кинотеатра. Здесь маленький Брендель получил первые уроки игры на фортепиано у Софии Дезелик.
Как признается сам пианист, в детстве он не был вундеркиндом. Родители Альфреда Бренделя содержали маленькую гостиницу, а сын обслуживал в кафе старый граммофон, ставший его «первым учителем музыки».
В это время Европа полыхала в огне Второй мировой войны. Свои юношеские годы Альфред провел на передовой, где получил серьезное обморожение и, оставшееся военное время он провел в госпитале.
Вернувшись после войны в Граце, Брендель поступил в консерваторию в класс Людовика фон Каан, а также брал частные уроки композиции у Артура Мичла.
Но более ценным для его образования были магнитофонные записи пианистов, певцов, дирижеров. Слушая их, юноша мог учиться самостоятельно.
Это строгий, интеллектуальный музыкант, который посвятил свою жизнь краеугольным камням фортепианного репертуара.
Сэр Саймон Рэттл вспоминает: «Я начал работать с ним в начале двадцатых годов, и с тех пор он стал моим очень хорошим другом. Но я помню первое исполнение, когда то, что Брендель попросил меня сделать, было так сложно. Я даже отчаялся в один момент, думая, что вряд ли у меня получится выполнить его просьбу. В настоящее время, то, о чем он просит — это просто кровавый труд, кажется, что достичь такого мастерства просто невозможно. Но мы сделали так много вместе, что я думаю, мы понимаем друг друга с полуслова.»
Необычно высокий для пианиста, с высоким лбом, Брендель является одним из самых узнаваемых личностей среди музыкантов. Его искусство — олицетворение совершенства, глубины и самокритики.
Экстра-музыкальные интересы Бренделя — другая сторона его целеустремленной сущности.
Пианиста очаровывают гротеск и фантастика. Знаменитый музыкант собирает примитивные маски и газетные ляпы.
«Он и его жена действительно имеют большой круг друзей», — отмечает один из них, профессор Бернард Уильямс, «Они умеют делать много разных вещей. Альфред общается со множеством интересных людей, и каждому человеку понятно: музыкант не просто играет или беседует, он предлагает дружбу. Но я думаю, что Брендель получает из нее тоже достаточно много».
Пианист любит поговорку: «Юмор — это возвышенное наизнанку». Он считает, что некоторые виды шуток, некоторые виды парадокса, на самом деле, есть «самый глубокий способ представления важных вещей». Его любимое занятие в Кембриджском университете — шуточный листинг, посвященный теме «Должна ли классическая музыка быть совершенно серьезной?» Виртуоз интерпретатор своей игрой показывает редкий талант для выделения неожиданных элементов юмора, особенно в музыке Гайдна и Бетховена.
В возрасте 17 лет в Граце Брендель дал свой первый публичный концерт. Выступление было полностью посвящено фуге, причем, наряду с произведениями Баха, Брамса и Листа, Альфред исполнил несколько своих полифонических пьес.
Круг его интересов был разнообразен: музыка, рисование, композиция, литература.
Во время дебюта в Грац галерее молодым музыкантом была устроена так же персональная выставка его акварелей. Но успех пианиста оказался большим. В 1949 году Брендель завоевал четвертый приз престижного конкурса Бузони в Больцано, что и укрепило в нем решимость посвятить себя концертной деятельности.
Первыми учителями Альфреда Бренделя были Павел Баумгартнер и Эдуард Штейерман. Наибольшее влияние оказали швейцарский пианист Эдвин Фишер, Альфред Корто и Вильгельм Кемпф.
Свою карьеру музыкант продолжил, гастролируя по всей Европе и Латинской Америке.
Дискография пианиста отражает репертуар сольных и оркестровых произведений от Баха и Гайдна до Вебера, Шумана, Листа, Брамса, Мусоргского и Шенберга.
В 50-х годах Альфред Брендель сделал первые записи на пластинки. В 60-х стал первым пианистом, который когда-либо записал все фортепианные произведения Бетховена на Vox label. В 70-х он записал полный цикл фортепианных сонат Бетховена на Philips label.
С Бетховеным были связаны и исторические циклы концертов известного пианиста 80-х – 90-х годов, включая исполнение всех 32 сонат Бетховена в Карнеги-Холл.
Спустя три года появились новые записи пяти фортепианных концертов Бетховена в совместном исполнении с Саймоном Рэттл и Венским филармоническим оркестром.
В честь своего 70-летия в 2001 году Альфред Брендель выступал по всему миру в престижных концертных залах, в том числе в Вене, Лондоне, Париже и Токио.
Он один из немногих пианистов, который записал все фортепианные концерты В.А. Моцарта, все фортепианные сонаты и концерты гениального Бетховена. Брендель сыграл видную роль в пропаганде Шуберта, записал два полных цикла фортепианных сонат периода 1822-28 годов. В 90-е годы — второй Фортепианный концерт Брамса с Клаудио Аббадо и Берлинским филармоническим оркестром, сонаты Гайдна, Моцарта, а также Сонату Си минор Листа. В честь 65-летия Альфреда Бренделя, в 1996 году, компания Philips выпустила сборник из 25 дисков под названием «Искусство Альфреда Бренделя».
В начале этого века он записал 8 концертов Моцарта с Чарльзом Маккеррас, два диска Шуберта в совместном исполнении с Маттиас Герне и сыграл все произведения Бетховена для фортепиано и виолончели с сыном Адрианом.
Литературная ипостась — это постоянный источник вдохновения и выражения Альфреда Бренделя. Он опубликовал два сборника статей и лекций:
В последнее время, все его очерки были собраны в книгу «Альфред Брендель о музыке» (новая редакция 2007)
«Играть в человеческие игры» собрание стихов опубликовано в Phaidron press в 2010 году.
Книга «One Finger Too Many» показала Бренделя как музыкального публициста в области абсурдной поэзии. «Проклиная бублики» — вторая книга поэзии на английском языке.
Одна из ведущих газет Германии «Frankfurter Allgemeine Zeitung» хвалила эти сочинения как «совокупность текстов, которые могут быть причислены в разряд действительно комической литературы и делают имя автора бессмертным»
Брендель был лауреатом многих крупных музыкальных премий, в том числе:
Музыкальная Премия Леони Соннинг (2002; Германия),
Он получил Медаль Ганса фон Бюлова от Берлинской филармонии (1992), Бетховенское кольцо от Венский университета музыки и исполнительского искусства (2001), Почетная премия имени Ференца Листа (2011), Джульярдская медаль (2011) и Золотая Моцартовская медаль от Моцартеум консерватории в Зальцбурге (2014).
В 1998 году он стал почетным членом Венского филармонического оркестра, разделив эту награду только с двумя другими пианистами: Эмиль фон Сойер и Вильгельм Бакхаус. Брендель получил Премию Эдисона за жизненные достижения, премии от «Midem Classical Awards», «Deutscher Schallplattenpreis» и «Gramophone», почетные докторские степени, в том числе от университетов Лондона (1978), Оксфорда (1983), Уэльса (1992), Монреаля (2011) и Кэмбриджа (2012).
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…