Альфред Брендель — один из величайших музыкантов двадцатого и двадцать первого веков. Известен своей виртуозной интерпретацией произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса и Листа. Гениальный пианист внес огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства.
Содержание статьи
Детство. Юность, опаленная войной
Его предками были немцы, австрийцы, итальянцы и славяне. Брендель родился 5 января 1931 года в городе Вайзенберг Северной Моравии (ныне Чехия) и провел свое детство, путешествуя по всей Югославии и Австрии.
Когда Альфред был шестилетним ребенком, его семья переехала в Загреб, и отец стал директором кинотеатра. Здесь маленький Брендель получил первые уроки игры на фортепиано у Софии Дезелик.
Как признается сам пианист, в детстве он не был вундеркиндом. Родители Альфреда Бренделя содержали маленькую гостиницу, а сын обслуживал в кафе старый граммофон, ставший его «первым учителем музыки».
В это время Европа полыхала в огне Второй мировой войны. Свои юношеские годы Альфред провел на передовой, где получил серьезное обморожение и, оставшееся военное время он провел в госпитале.
Вернувшись после войны в Граце, Брендель поступил в консерваторию в класс Людовика фон Каан, а также брал частные уроки композиции у Артура Мичла.
Но более ценным для его образования были магнитофонные записи пианистов, певцов, дирижеров. Слушая их, юноша мог учиться самостоятельно.
Альфред Брендель — какой он человек?
Это строгий, интеллектуальный музыкант, который посвятил свою жизнь краеугольным камням фортепианного репертуара.
Сэр Саймон Рэттл вспоминает: «Я начал работать с ним в начале двадцатых годов, и с тех пор он стал моим очень хорошим другом. Но я помню первое исполнение, когда то, что Брендель попросил меня сделать, было так сложно. Я даже отчаялся в один момент, думая, что вряд ли у меня получится выполнить его просьбу. В настоящее время, то, о чем он просит — это просто кровавый труд, кажется, что достичь такого мастерства просто невозможно. Но мы сделали так много вместе, что я думаю, мы понимаем друг друга с полуслова.»
Необычно высокий для пианиста, с высоким лбом, Брендель является одним из самых узнаваемых личностей среди музыкантов. Его искусство — олицетворение совершенства, глубины и самокритики.
Хобби и юмор…
Экстра-музыкальные интересы Бренделя — другая сторона его целеустремленной сущности.
Пианиста очаровывают гротеск и фантастика. Знаменитый музыкант собирает примитивные маски и газетные ляпы.
«Он и его жена действительно имеют большой круг друзей», — отмечает один из них, профессор Бернард Уильямс, «Они умеют делать много разных вещей. Альфред общается со множеством интересных людей, и каждому человеку понятно: музыкант не просто играет или беседует, он предлагает дружбу. Но я думаю, что Брендель получает из нее тоже достаточно много».
Пианист любит поговорку: «Юмор — это возвышенное наизнанку». Он считает, что некоторые виды шуток, некоторые виды парадокса, на самом деле, есть «самый глубокий способ представления важных вещей». Его любимое занятие в Кембриджском университете — шуточный листинг, посвященный теме «Должна ли классическая музыка быть совершенно серьезной?» Виртуоз интерпретатор своей игрой показывает редкий талант для выделения неожиданных элементов юмора, особенно в музыке Гайдна и Бетховена.
Многогранное творчество Альфреда Бренделя
В возрасте 17 лет в Граце Брендель дал свой первый публичный концерт. Выступление было полностью посвящено фуге, причем, наряду с произведениями Баха, Брамса и Листа, Альфред исполнил несколько своих полифонических пьес.
Круг его интересов был разнообразен: музыка, рисование, композиция, литература.
Во время дебюта в Грац галерее молодым музыкантом была устроена так же персональная выставка его акварелей. Но успех пианиста оказался большим. В 1949 году Брендель завоевал четвертый приз престижного конкурса Бузони в Больцано, что и укрепило в нем решимость посвятить себя концертной деятельности.
Первыми учителями Альфреда Бренделя были Павел Баумгартнер и Эдуард Штейерман. Наибольшее влияние оказали швейцарский пианист Эдвин Фишер, Альфред Корто и Вильгельм Кемпф.
Свою карьеру музыкант продолжил, гастролируя по всей Европе и Латинской Америке.
Дискография Альфреда Бренделя
Дискография пианиста отражает репертуар сольных и оркестровых произведений от Баха и Гайдна до Вебера, Шумана, Листа, Брамса, Мусоргского и Шенберга.
В 50-х годах Альфред Брендель сделал первые записи на пластинки. В 60-х стал первым пианистом, который когда-либо записал все фортепианные произведения Бетховена на Vox label. В 70-х он записал полный цикл фортепианных сонат Бетховена на Philips label.
С Бетховеным были связаны и исторические циклы концертов известного пианиста 80-х – 90-х годов, включая исполнение всех 32 сонат Бетховена в Карнеги-Холл.
Спустя три года появились новые записи пяти фортепианных концертов Бетховена в совместном исполнении с Саймоном Рэттл и Венским филармоническим оркестром.
В честь своего 70-летия в 2001 году Альфред Брендель выступал по всему миру в престижных концертных залах, в том числе в Вене, Лондоне, Париже и Токио.
Он один из немногих пианистов, который записал все фортепианные концерты В.А. Моцарта, все фортепианные сонаты и концерты гениального Бетховена. Брендель сыграл видную роль в пропаганде Шуберта, записал два полных цикла фортепианных сонат периода 1822-28 годов. В 90-е годы — второй Фортепианный концерт Брамса с Клаудио Аббадо и Берлинским филармоническим оркестром, сонаты Гайдна, Моцарта, а также Сонату Си минор Листа. В честь 65-летия Альфреда Бренделя, в 1996 году, компания Philips выпустила сборник из 25 дисков под названием «Искусство Альфреда Бренделя».
В начале этого века он записал 8 концертов Моцарта с Чарльзом Маккеррас, два диска Шуберта в совместном исполнении с Маттиас Герне и сыграл все произведения Бетховена для фортепиано и виолончели с сыном Адрианом.
Литературная ипостась Альфреда Бренделя
Литературная ипостась — это постоянный источник вдохновения и выражения Альфреда Бренделя. Он опубликовал два сборника статей и лекций:
- «Musical Thoughts and afterthoughts» (1976, 1982)
- «Music sounded out» (1990)
- «On music» (2001)
- книгу интервью «Veiloforder»(2002)
В последнее время, все его очерки были собраны в книгу «Альфред Брендель о музыке» (новая редакция 2007)
«Играть в человеческие игры» собрание стихов опубликовано в Phaidron press в 2010 году.
Книга «One Finger Too Many» показала Бренделя как музыкального публициста в области абсурдной поэзии. «Проклиная бублики» — вторая книга поэзии на английском языке.
Одна из ведущих газет Германии «Frankfurter Allgemeine Zeitung» хвалила эти сочинения как «совокупность текстов, которые могут быть причислены в разряд действительно комической литературы и делают имя автора бессмертным»
Награды и почетные звания Бренделя
Брендель был лауреатом многих крупных музыкальных премий, в том числе:
-
Музыкальная Премия Леони Соннинг (2002; Германия),
- Лауреат премии имени Эрнста фон Сименса в области академической музыки (2004),
- Гран-при в Венеции: в конкурсе имени Антона Рубинштейна, (2007),
- Имераторская премия в Токио (2008)
- Премия имени Герберта Караяна (2008).
Он получил Медаль Ганса фон Бюлова от Берлинской филармонии (1992), Бетховенское кольцо от Венский университета музыки и исполнительского искусства (2001), Почетная премия имени Ференца Листа (2011), Джульярдская медаль (2011) и Золотая Моцартовская медаль от Моцартеум консерватории в Зальцбурге (2014).
В 1998 году он стал почетным членом Венского филармонического оркестра, разделив эту награду только с двумя другими пианистами: Эмиль фон Сойер и Вильгельм Бакхаус. Брендель получил Премию Эдисона за жизненные достижения, премии от «Midem Classical Awards», «Deutscher Schallplattenpreis» и «Gramophone», почетные докторские степени, в том числе от университетов Лондона (1978), Оксфорда (1983), Уэльса (1992), Монреаля (2011) и Кэмбриджа (2012).