Что произойдет с пианистом, если он будет раз за разом, в режиме нон-стоп, играть одно и то же произведение не останавливаясь более суток?
Ответ на этот и множество других вопросов получили австрийские и немецкие исследователи, сняв показания с пианиста Армина Фукса, игравшего «Волнения» Эрика Сати на протяжении 28 часов.
Эрик Сати проживал в Париже на рубеже веков. И имел привычку ставить на своих рукописях (партитурах) забавные указания. Например, «Как соловей с зубной болью», «Интересно, как о себе», «Очень потерянно», «Суеверно», «С блеском, как яйцо», «Очень специфичным способом».
Последствия сатирических заметок Эрика Сати
В 1893 году Сати, написав произведение «Волнения» («Vexations»), добавил заметку «Играть этот мотив 840 раз подряд». Исследователи XXI века явно сомневаются «знал ли он о том, какое действие произведет на пианиста такая работа, особенно как она скажется на сознании и моторике». Кристина Кохлметц, Рейнхард Копиез и Марк Бангерт из Ганноверского университета музыки и драматического искусства, и Вернер Гоебл и Эккарт Альтенмюллер из Австрийского научно-исследовательского института искусственного интеллекта в Вене уже опубликовали пару монографий, описывающих этот эксперимент. Простые расчеты говорят нам, что исполнение должно занять почти 30 часов — это много «Волнений».
Присоединив датчики к голове бесстрашного пианиста Армина Фукса, и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ) исследователи следили за активностью мозга исполнителя и обнаружили, что
«пианист испытывал различные состояния на протяжении исполнения, от бдительности, транса, до сонливости».
Игре Фукса могли помешать периоды сонливости, но, несмотря на опасения, пианист был просто образцом последовательности.
«Самое главное, — по мнению исследователей, — во время глубокого транса, когда возникают такие эффекты как сокращение времени, изменение восприятия, характерные изменения, регистрируемые ЭЭГ, пианист не только сумел продолжать играть, но и поддерживал постоянный темп, следовательно, выполнял сложные моторные действия на высоком уровне».
«Волнения» не являются любимым произведением Эрика Сати, несмотря на краткость (при одиночном воспроизведении), мелодия извивается таким образом, что становится малозаметной. Но примечание по технике («играть этот мотив 840 раз») заставило спустя много лет обратиться к нему множество раз. Радио-жокеи в 50-х годах XX века старательно повторяли запись определенной песни, и многие люди потом утверждали, что эта мелодия — их любимая.
Марафоны по исполнению «Волнений» Сати
Также не смогли устоять и музыканты, устраивая разнообразные марафоны по исполнению «Волнений». Так, в рамках музыкального фестиваля, проводившегося центром Лидса в Великобритании, группа музыкантов поставила цель — закончить воспроизведение в заданный день. Рассчитав время, команда из 14 человек начала играть в 7.30 утра, сменяясь через час. В полночь они признали свое поражение со счетом 611.
Джеффри Льюис, преподаватель музыки XX века из музыкального центра Лидс был разочарован, когда закончился 16-тичасовой концерт. И тут же стал планировать новую попытку, уже в 24 часа в церкви Лидс в летнее время. Но показатели оказались даже меньше, сократившись до 610 повторов. Более 200 человек прослушали «Волнения», хотя единовременно в зале не находилось более 20.
«Каждый из исполнителей был уверен, что время просто промелькнуло», утверждает Льюис. «Вы должны сосредоточиться на музыке. Она имеет мистическое, загадочное качество и через какое-то время производит гипнотический эффект. Некоторые люди пришли сюда скептиками, но и они были под впечатлением от процесса прослушивания. Это не шутка»
Два 17-летних студента прослушали весь концерт. Оба, почитатели Сати, признались, что периодически на них наваливалась скука, но за подобными периодами следовали вспышки нахождения новых смыслов в бесконечно повторяющейся мелодии.
На видео — один из успешных марафонов по воспроизведению композиции Эрика Сати «Волнения», 840 раз за 19 часов