
Эрик Сати — французский композитор поколения Дебюсси. Первооткрыватель многих направлений в музыке — импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм, джаз, эмбиент, авангард и минимализм. Создал музыкальные стили эмбиент и минимализм на 60 лет раньше. Автор музыки для первого авангардного фильма.
Особенно известный по некоторым фортепианным пьесам, таким как Trois Sarabandes (1887), Gymnopedies (1888) (три пьесы для фортепиано) и Gnossiennes (1889-91) (шесть пьес). Он поддерживал Жана Кокто и помог создать известную группу французских композиторов, называющих себя «Шестёрка» (Les six). Молодые сочинители были в восторге от его бунтарства против обывательства и независимостью в эстетических суждениях.
В стилистике музыкальных произведений Сати многие видят черты импрессионизма, но его гармонический язык и мелодика на самом деле имеют мало общего с этой школой. Большая часть его музыки имеет мягкий, приглушенный характер, ее красота и необычность проявляются в том, что Сати не придерживается в ней какого-либо определенного стиля.
Содержание статьи
Сложные отношения Эрика Сати с музыкой в детские годы

Родился музыкант 17 мая 1866 года в Онфлере в семье англичанки Джейн Лесли Антон и шотландца Альфреда Сати. Будучи еще совсем маленьким, Эрик начал проявлять интерес к музыке. Поэтому родители отвели его в церковь Святого Леонарда Онфлера, где он стал брать уроки музыки у местного органиста по имени Винот, бывшего студента школы Нидермайера. Профессия органиста, конечно, наложила на себя достаточно весомый отпечаток, поэтому первыми произведениями, которые Сати стал играть на фортепиано, были Григорианские песнопения и медленные вальсы. Нельзя сказать, что в этот период музыкальные способности Эрика были выдающимися.
В двенадцать лет Эрик переезжает с отцом в Париж, где Альфред Сати получает должность переводчика в страховой компании. Вскоре отец женится на пианистке и композиторе Евгении Баметше, которая, возможно, сыграла большую роль в музыкальном воспитании Сати. Именно с этого возраста начинаются серьезные занятия музыкой.
В 1879 году он поступает в Парижскую консерваторию, где берет уроки игры на фортепиано у Дескомба, а также изучает музыкальную теорию и гармонию у Лавигнака. Впрочем, из-за катастрофически низких результатов, которые не отвечали даже минимальным требованиям, в 1882 году он был оттуда исключен. Выйдя из консерватории, 15 ноября 1886 года Сати идет добровольцем на военную службу, чтобы присоединиться к пехоте в Аррасе. Служба в армии спустя очень короткий промежуток опротивела Эрику, вскоре он бежит с нее, заболевая плевритом, для чего сознательно раскрывал одежду на груди холодными зимними ночами.
«Богемный период» молодого композитора Эрика Сати

Следующие несколько лет после военной службы можно назвать «богемным периодом» в жизни Сати. Именно в этот период произошли наиболее значимые события в жизни молодого композитора. Прежде всего, он покидает дом отца и поселяется у подножия Монмартра, где устраивается работать в кабаре «Чёрный Кот» тапером, а также подрабатывает там дирижёром.
В этом же 1887 году его отец, который пробует себя в качестве издателя, опубликовывает первые творения Эрика Сати для фортепиано: «Три сарабанды» (Trois Sarabandes), «Гносиены» и «Гипнопедии» (Gymnopedies). Стиль этих произведений не просто охарактеризовать одним словом; с одной стороны — они традиционны, просты, а с другой — ни на что не похожи. Спустя десяток лет его друг, Клод Дебюсси, публикует избранные части, сделав переложение для оркестра. Именно в такой версии они остаются самыми популярными работами Сати.
В 1893 году у Сати случился скоротечный, но очень бурный роман с Сюзанной Валадон. Эрик был буквально одержим ею и, по мнению библиографов, написал «Danses gothiques» (Готические танцы) как молитву для собственного успокоения. Тогда же он пишет свои «Vexations» (Волнения) с пометкой «Для воспроизведения 840 раз», найденные спустя долгие годы после смерти композитора и породившие ряд музыкальных марафонов. Но Сюзанна уходит, и у Эрика Сати не остается «ничего, кроме ледяного одиночества, заполняющего голову пустотой и сердце грустью». Это были единственные известные интимные отношения на протяжении его жизни.
После этого разрыва Сати переезжает в Аркёй (район Парижа) и основывает церковь «Митрополия искусства, дирижер Иисус», являясь единственным ее членом.
«Верный традициям христианских баронов, моих предков, прославлению моей расы и чести моего имени, я готов к этой борьбе. Я пришёл в свой Час, но это поймут лишь немного позднее, ибо то, что ныне только готовится – поистине огромно» (Эрик Сати)

В 1898 году он выторговал у священнослужителя семь полных комплектов облачения из бархата и проходил в них следующие 7 лет. Будучи главой церкви, он предал анафеме всех выдающихся личностей Парижа и написал Мессу бедноты (Eglise Metropolitaine) для церемоний в церкви.
В 1903 году Эрик Сати представляет публике «Три пьесы в форме груши», открывая ими большой цикл юмористических музыкальных насмешек и пародий на творчество знаменитых предшественников и современников.
В 1905 году он меняет не только облачение церковника на костюм мелкого чиновника — котелок, воротничок и зонтик — но и весь свой жизненный уклад. В возрасте 39 лет композитор возвращается на ученическую скамью и изучает контрапункт и композицию у О. Серье и А. Русселя. Через три года Сати защищает диплом с отметкой «Очень хорошо». А в 1911 году его замечает Морис Равель и вводит его в свой круг как «предшественника новой музыки».
Сюрреалистический балет Сати «Парад»

Результатом этих встреч стала идея скандального авангардного балета «Парад». Полгода Сати потратил на то, чтобы за этот балет взялся сам Дягилев, который был тогда королем балетной сцены. Немногим позднее к работе над его детищем присоединился молодой, еще не совсем известный широкой публике авангардный художник Пабло Пикассо. Необычная, режущая слух музыка Сати, диковинные, сюрреалистические декорации и костюмы Пикассо, цирковая хореография Мясина – все это создало небывалый шум вокруг нового балета, который стал символом духа Франции того времени.
«Это сценическая поэма, которую новатор музыкант Эрик Сати переложил в изумительно экспрессивную музыку, такую отчётливую и простую, что в ней нельзя не узнать чудесно прозрачного духа самой Франции» (Г. Апполинер).

Уже в процессе появления балета на свет его окрестили «сюр-реалистическим», («surrealisme»). Так образовался новый термин музыкального искусства — «сюрреализм», занявший значительное место среди основных направлений искусства ХХ века.
«Меблировочная музыка» Сати

Из-под пера Сати вышло ещё одно изобретение — это принципиально новый жанр музыкального искусства – «меблировочная музыка», основанная на повторении определенных музыкальных ячеек. Музыка не была понята современниками Сати, но спустя полвека она стала основой нового стиля «минимализм».
В 1924 году композитор пишет покадровую музыку для короткометражного фильма Рене Клера «Антракт». Сати организовывает партитуру таким образом, что у дирижера была возможность в момент исполнения продлевать музыкальный отрезок за счет повторения музыкальных фраз столько, сколько требовала длительность определенной сцены фильма, а затем переходить к следующему повторному эпизоду. Это был ещё один новаторский шаг в области кинематографической музыки.
После смерти Сати (1 июля 1925 года), его друзья обнаружили лачугу, где он обитал и которую оберегал настолько, что никто, кроме хозяина, не переступал порога. И тут им открылось «зазеркалье», с драгоценными рукописями, выполненными каллиграфическим почерком, имевшими легендарные и загадочные заметки. Именно так скрывал свой мир один из композиторов, предвосхитивших не одно поколение музыки.