Знакомимся с упражнениями для фортепиано


Ставим правильно руки для обучения на фортепиано
Как правильно «ставить руки»

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, — их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии  вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Руки на клавиатуре пианино
Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий,  цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал),  а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте  мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Квинта до-соль для левой руки
Постановка левой руки на квинту

А правой — большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Квинта до-соль для правой руки
Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений — арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой:

Нумерация пальцев арпеджио до мажорного тонического трезвучия для левой руки
Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

 И правой:

Нумерация пальцев арпеджио до мажорного тонического трезвучия для правой руки
Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

 Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

arpeajio C dur

Арпеджио до мажор
Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

 Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом  меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так:

Тоническое арпеджио в до мажоре
Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий