Американский пианист Ван Клиберн (он же Харви Леван Клайберн) является, пожалуй, самым любимым зарубежным музыкантом в нашей стране. Именно русская публика первой оценила исполнительское мастерство Вана Клиберна, именно после визита в Россию он стал известным на весь мир музыкантом. Но обо всем по порядку.
Ван Клиберн родился в 1934 году на юге Соединенных Штатов Америки, в штате Луизиана. Его детство прошло в Техасе, куда в скором времени после его рождения перебралась семья. Музыкальную одаренность ребенку помогла обнаружить и развить его мать, профессиональная пианистка, ученица Артура Фридгейма (который в свою очередь учился у знаменитого Ференца Листа).
Начало музыки
Мать будущего музыканта, Рильдия Клиберн, занималась преподаванием фортепиано и, конечно же, взялась за обучение своего талантливого сына. К пяти годам мальчик уже научился читать с листа, освоил ученический репертуар (произведения Клементи, Черни и других композиторов-педагогов) и перешел к освоению серьезной классической музыки.
Одним из самых сильных впечатлений детства для Вана Клиберна стало посещения концерта Рахманинова. Так получилось, что дин из последних своих концертов Сергей Васильевич дал в городке Шривпорте – на родине Клиберна. С тех пор исполнение Рахманинова навсегда стало эталонным для него, американский мальчик нашел своего кумира в русском пианисте. В своем музыкальном творчестве Ван Клиберн навсегда сохранил преемственность рахманиновского исполнительства, невесомости и тонкости звука, удивительной музыкальной фразировки.
Первые победы
Вскоре пианистические успехи Клиберна стали обращать на себя внимание публики и профессиональных музыкантов. В возрасте 13 лет он стал лауреатом конкурса пианистов в Техасе и дал концерт в сопровождении оркестра Хьюстона. Ван Клиберн впервые почувствовал себя настоящим артистом, ощутил волнение и радость настоящего публичного выступления, загорелся желанием стать знаменитым исполнителем фортепианной музыки.
Как раз в то время игру мальчика отметил известный пианист Хосе Итурби. Он одобрил то, как его обучала мать, посоветовал Клиберну как можно дольше заниматься музыкой именно с ней.
Впрочем, профессиональное музыкальное образование Клиберну было совершенно необходимо. Однако, готовясь к конкурсу и поступлению в учебное заведение, он подорвал здоровье, и был вынужден отложить учебу на год. Когда организм юноши достаточно окреп и врачи разрешили ему снова продолжить занятия, Клиберн поехал в Нью-Йорк и блестяще сдал там вступительные экзамены в Джульярдскую школу музыки.
Юному музыканту повезло. Он попал в класс педагога Розины Левиной, учившейся в Московской консерватории одновременно с Рахманиновым. Она оказала большое влияние на развитие фортепианной техники Клиберна. За годы обучения в Джульярдской школе репертуар юноши существенно расширился, ему прекрасно удавались произведения совершенно разных жанров, от полифонической музыки Баха до сонат Прокофьева.
Окончив школу с дипломом первой степени, Ван Клиберн начал прилагать все усилия, чтобы завоевать себе прочное положение в мире музыки. Он регулярно принимал участия в конкурсах фортепианного исполнительства, завоевал множество наград. Самой значимой из них была победа на конкурсе имени Э.Левентритта. Жюри конкурса отметило яркое дарование юноши, его выдающиеся интерпретации музыкальных произведений. Конкурс завершился полной победой Клиберна и его сольным концертом в Карнеги-холле. Это выступление прошло с большим успехом, Клиберн получил несколько выгодных контрактов, и некоторое время выступал в различных залах Америки.
Однако через некоторое время удача перестала улыбаться музыканту. Постоянных контрактов больше не было, начались серьезные проблемы с деньгами. Кроме того, мать Вана тяжело заболела, и он был вынужден заменять ее в преподавательской деятельности.
Но Ван Клиберн никогда не терял присутствия духа. Он много занимался и надеялся, что скоро снова сможет выйти на сцену и завоевать расположение публики. Так и случилось.
Конкурс имени Чайковского
В роли доброго ангела снова выступила Розина Левина, его преподаватель. Однажды позвонив бывшему ученику, она рассказала ему о готовящемся международном конкурсе музыкантов в Москве. Более того, она предложила Клиберну подготовить с ним программу выступления, и даже смогла выбить ему именную стипендию для поездки в Россию.
Ван Клиберн сразу загорелся идеей поехать в Москву. Сам он рассказывал об этом так:
«… мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории… Мы прибыли в Москву поздно вечером, часов около десяти. Земля была покрыта снегом, и все выглядело очень романтично. Все было так, как мне мечталось. И когда я оказался на Красной площади, я почувствовал, что у меня вот-вот остановится сердце от волнения. Главная цель моего путешествия была уже достигнута…»
Победа Вана Клиберна на конкурсе имени Чайковского стала поворотным моментом его музыкальной карьеры. Он просто покорил московскую публику и жюри своим исполнением музыки Рахманинова и Чайковского. Газеты запестрели хвалебными отзывами. Эмиль Гилельс назвал Клиберна «музыкантом редкого дарования и поистине неограниченных возможностей».
П.Владигеров писал о нем:
«Это исключительно одаренный музыкант, чье искусство привлекает глубокой содержательностью, технической свободой, гармоничным сочетанием всех качеств, присущих самым большим художникам фортепиано».
Фортепианную школу Вана Клиберна с полным правом можно назвать русской, ведь он, как мы помним, учился у выпускницы Московской Консерватории. Может быть, поэтому в полной мере оценить его исполнительское дарование смогли именно русские слушатели. Выразительность и певучесть игры Клиберна, тонкая и искренняя манера исполнения, широта и напевность – все это оказалось понятно и близко русской душе. Ван Клиберн приехал в Москву восторженным юношей, мечтающим увидеть знаменитый собор, а покинул ее известным на весь мир пианистом, любимцем публики. Его триумфальное возвращение в Нью-Йорк, когда толпа устроила ему восторженный прием с дождем из конфетти, навсегда вошло в мировую музыкальную историю.
Дальнейшая судьба
Вся последующая жизнь Вана Клиберна – это попытка угнаться за собственной славой. Он давал огромное количество сольных концертов по всему миру. Чем больше у него было выступлений, тем сильнее становилось общее напряжение. Финансовая и эмоциональная зависимость от музыкального мира требовали почти ежедневного подтверждения права на то, чтобы называться одним из самых знаменитых музыкантов мира. В итоге Клиберн оказался между двух огней: с одной стороны он очень боялся потерять свое по праву занятое место, лишиться известности, с другой – мечтал о расширении своих пианистических возможностей, а для этого нужно было много времени отводить занятиям, работе над техникой, разучиванию нового репертуара.
Финал
Ван Клиберн очень рано завершил свою концертную деятельность. Несколько лет он вовсе не выходил на сцену. Затем дал несколько концертов в родной Америке, совершил гастрольную поездку в СССР.
В последние годы жизни Клиберн еще несколько раз приезжал в Москву, проводил мастер-классы, был председателем жюри на конкурсе имени Чайковского.
Ван Клиберн умер в феврале 2013 года. Ему было 78 лет.
В заключение приведем фразу знаменитого пианиста Нейгауза, который очень точно подметил все особенности игры Клиберна, а также разгадал, под чьим влиянием сформировался этот музыкальный талант:
«… Выразительность, сердечность, грандиозное пианистическое мастерство, предельная мощность, а также мягкость и задушевность звука, способность перевоплощаться, правда, еще не достигшая своего предела (вероятно, по молодости лет), широкое дыхание, «крупный план». Ясность и пластичность фразы, превосходная полифония, чувство целого — не перечесть всего, что радует в игре Клиберна. Мне представляется (и думаю, что это не только мое личное ощущение), что он — самый настоящий яркий последователь Рахманинова, испытавший с детских лет все очарование и поистине демоническое влияние игры великого русского пианиста».