Как расценивать современному слушателю музыкальных исполнителей, чье творчество основывается на переработке и интерпретации творчества других популярных исполнителей? Ответ гораздо проще, чем могло бы показаться: все зависит от того, что получается на выходе.
История создания переработок и кавер-версий стара, как мир. Еще Ференц Лист основывал свое творчество на том, что перерабатывал многое из произведений классиков того времени на фортепиано. The Prodigy делают примерно то же самое, но они меняют не просто инструмент исполнения, а сам характер композиции, вместе с тем придавая ей особый шарм.
Так что все зависит от того, как вы сами оцениваете свои же ощущения от прослушивания композиции. Это же музыка.
Содержание статьи
The Prodigy: начало
The Prodigy образовался в далеком 1990-м году (страшно подумать, больше двадцати лет назад!), в Эссексе, что в Великобритании. Главным инициатором, идейным вдохновителем и создателем группы по праву считается Лайэм Хоулетт. В средней школе увлекался творчеством таких команд, как «Grandmaster Flash & the Furious Five», запоем смотрел фильмы о брейкерах и постепенно начал склоняться к мысли о том, что самому писать музыку – тоже очень и очень неплохо.
Сначала он был просто диджеем в местной команде. У него хватило денег на два дешевеньких проигрывателя. Затем он купил синтезатор «Moog Prodigy», который, кстати, и стал главным источником вдохновения при выборе названия коллектива. Но группа, с которой он тогда работал, мало способствовала творческому росту, так как вся их работа заключалась в совершенно идиотском времяпрепровождении.
Поэтому он в восемнадцатилетнем возрасте получил диплом дизайнера, устроился на работу в журнал «Метрополитен» и подружился с его владельцем. Тот услышал записи «Cut To Kill» и предложил Лайэму денег, которых оказалось достаточно для записи альбома. Что и было сделано. Они действительно все выделенные деньги потратили на запись альбома, ничего не оставив ни на его раскрутку, ни на гастроли.
Поэтому «Cut To Kill» за спиной у Лайэма подписали контракт с «Tam Tam Records». Между тем интерес Лайама к хип-хопу стремительно падал. Как и интерес всей страны. В то время все более популярным становится Acid House.
Главным отличием Acid House-а от настоящего хауса было то, что традиционный вариант жанра предусматривал смягчение ритмических рисунков, при включении большого количества мелодических рисунков. Acid House в свою очередь стремился к крайностям в звучании. Скоро эта музыка стала популярной и за океаном, пустив корни по обе стороны Атлантики.
Вскоре Лайэм столкнулся и с культурой рейва, на которую также откровенно запал. Главное различие, которое он для себя выделил, заключалось в том, что ему нравились и рейв, и хип-хоп, но последний был сугубо музыкой черных, а рейв был интернационален.
И он с удовольствием стал проигрывать рейвовые композиции. Писал он и сам в этом жанре, но ставить свои композиции все-таки стеснялся. И так было до тех пор, пока он не встретил Лироя Торнхилла и Кита Флинта. Лирой был словно прирожденный танцор в клубе, а Кит был классическим байкером и приверженцем классического хард-рока, вроде Led Zeppelin или же Pink Floyd.
Кит вообще был тем еще бродягой. Незадолго до своей встречи с Лайэмом он активно путешествовал по Ближнему Востоку и Африке. Домой его уже не пустили, и ему пришлось ночевать, где придется. В результате ему предложила ночлег его подружка, Энджи, которая была к тому же еще и завсегдатаем рейв-вечеринок. Кит же был повсюду ее спутником. Вскоре он познакомился с Лайэмом, который проигрывал песни.
Кит был в восторге от услышанного и попросил Лайэма записать для него кассету со своими миксами. Тот сделал это, а на обратной стороне кассеты разместил четыре своих композиции. Что Кит, что Лирой — оба были попросту потрясены работами Лайэма. И на следующей вечеринке они уже попросили его, чтобы тот ставил свои собственные композиции.
Так образовалась группа «Prodigy». Они пригласили еще и Шарки, и Лайэм играл, а они втроем танцевали под его музыку.
Когда они решили показать свои записи в студии «Лабиринт», Лайэм пришел к выводу, что им пора обзаводиться рэпером. Так они встретили Максима Риелити.
Что им еще оставалось делать, как не выступать на вечеринках? И они выступали. Причем на сцене среди монстров тех лет они выглядели словно маленькие лягушата, даже головастики, которым для того, чтобы представлять реальную конкуренцию, еще расти и расти.
На их пятое выступление пришло всего девять человек. Зато на двенадцатое — сразу двенадцать тысяч.
Acid House тем и отличался, что даже начинающие группы запросто могли оказаться перед многотысячной аудиторией. А «Prodigy» еще и выгодно отличались на фоне остальных, так как выступали только вживую.
Вскоре Шарки уехала, так как видела дальнейшую работу в группе бесперспективной. Остальные же стали постоянно выступать, чтобы хоть как-то оправдать недавно выпущенный сингл «What Evil Lurks». В результате всех усилий им удалось продать семь тысяч копий.
Слово о репетициях
Однажды «Prodigy» решили сделать свое шоу более привлекательным и интересным, и собрались дома у Лайэма. Работа не заладилась, и вот по какой причине: все уже настолько привыкли выступать перед многотысячной аудиторией, что танцевать дома, по сути, в одиночестве, им теперь казалось едва ли не извращением. Так они промучились минут двадцать — и послали репетиции к черту. Больше они так не делали.
Тогда Лайэм довольно часто задерживался допоздна на вечеринках, а, вернувшись домой, писал музыку под вдохновением от пережитого. Так и появился следующий сингл группы: «Charly». И эта песня попала на третье место во всех национальных хит-парадах. Так Лайэму удалось уйти с работы и всецело заняться музыкой.
Правда, некоторые злые языки стали говорить, что «Чарли» открыл дорогу «Детскому рейву». Такие заявления и вправду раздражали, но по большей части от них не было никакого вреда. Группа продолжала развиваться. И вскоре выпустила «The Prodigy Experience», который стал самым красивым альбомом в мире рейв-музыки.
Благодаря большой работе по раскрутке, альбом оставался на вершинах хит-парадов в течение полугода. Но что касается денег, то их все пришлось тратить на постановку шоу, и в конце концов группа едва не оказалась на грани раскола.
Условия поездок были просто жуткие, и гастроли превратились в кошмар. Совершенно измочаленные, они вернулись под Рождество домой и заявили, что больше никаких концертов, вообще никогда.
Критики поговаривали, что группа уже исчерпала себя, «распродала», и что лавку пора закрывать. «Earthbound» уже значительно отличался по своей концепции. «Earthbound» — это название домашней студии Лайэма.
Следующий альбом уже говорил о переходе от рейва к тяжелому техно. «No Good (Start The Dance)». И группа вновь взлетела на верхние строчки хит-парадов. Какое-то время перебиваясь синглами, она продолжала сохранять свою популярность, но без особых изысков.
«Music For The Jilted Generation», музыка потерянного поколения
Когда же был выпущен «Music For The Jilted Generation», то они вновь умудрились удивить весь мир, и снова попали на первые строчки. Альбом стал бестселлером, и не зря: на нем были собраны самые лучшие танцевальные ритмы, которые сочетались с по-настоящему потусторонними творениями. Получившийся альбом был намного более динамичным, глубоким, и в то же время куда более жестким, чем на предыдущей пластинке.
Это был жутчайший винегрет и воплощение такого гедонизма, которого музыкальный мир и в глаза раньше не видел. Сам Лайэм говорил, что группа просто обязана двигаться вперед. И судя по этой пластинке, он не просто так это говорил, а старательно воплощал в жизнь свои идеи.
Фанаты отреагировали безумно, а критики – еще безумнее. Лайэма они называли по-разному, и даже «Бетховен современного мира» был еще не самый лучший отзыв. Правда, его называли Бетховеном вперемешку с Робокопом, но в электронной музыке — и это можно назвать только комплиментом. «Prodigy» теперь выступали примерно раз в три дня, и это при том, что концертные площадки были разбросаны по всему миру.
Стало ясно, что Prodigy полностью соответствуют старому панковскому правилу: «Никаких компромиссов!».