Татьяна Петровна Николаева – одна из лучших представителей московской фортепианной школы. Безгранично влюбленная в музыку, она была прекрасной исполнительницей и хорошим композитором, замечательным педагогом и активным музыкальным деятелем.
Профессионализм Татьяны Николаевой в сочетании с ее личными качествами – удивительной добротой, глубиной души, королевской статью, горячим сердцем – сделали ее имя, выбитое на памятной доске в вестибюле московской консерватории, одним из самых ярких в русской музыкальной культуре двадцатого века.
Содержание статьи
Татьяна Николаева родилась в городе Бежицы. В тринадцать лет она поступила в московскую ЦМШ. Очарованный ее музыкальностью Александр Борисович Гольденвейзер берет девочку в свой класс – и Николаева становится его лучшей ученицей, преданной своему педагогу и старающейся перенять от него все, что возможно. Сама Николаева так оценивала роль Гольденвейзера в своей судьбе: «Он научил меня не только играть на фортепиано, он научил меня жить, видеть жизнь во всех проявлениях».
От Александра Борисовича девушка переняла традиции русской школы игры на фортепиано. Музыкальные умения, полученные в классе Гольденвейзера, прекрасно сочетались с личностью самой Николаевой. Главными чертами ее фортепианной игры изначально были естественность, простота, отсутствие бессмысленной аффектации, выстроенность формы, сочетание внутренней свободы с абсолютным чувством ритма, удивительная мелодичность…
Разумеется, русская публика не могла не оценить выступлений юной пианистки. В 1945 году Татьяна Николаева получила первую премию на конкурсе филармонии, посвященном Скрябину. Через два года пианистка стала обладателем второго места на пражском Первом Всемирном фестивале молодежи и студентов. В том же, 1947 году, Николаева закончила фортепианный факультет Московской государственной консерватории (разумеется, с отличием), а три года спустя она получила диплом композиторского факультета. Ее дипломная работа, Первый фортепианный концерт, принесла ей Государственную премию СССР.
Сразу же после окончания консерватории Николаева начала активную концертную деятельность, продолжавшуюся почти полвека. На сольных концертах исполнительницы в Малом зале московской консерватории всегда был аншлаг: репертуар пианистки в сочетании с ее исполнительским мастерством притягивал слушателей, как магнит.
Палитра сочинений, исполняемых Татьяной Николаевой, необыкновенно широка. Сама она так определяла свой репертуар: «Вся мировая фортепианная литература, кроме Второго концерта Бартока». И действительно, практически невозможно вспомнить фортепианной сочинение, не прозвучавшее на выступлениях этой удивительной женщины.
Здесь будет уместно упомянуть о том, как Николаева сдавала выпускные экзамены. Комиссия была крайне удивлена, когда девушка представила свою программу: весь «Хорошо темперированный клавир». С тех пор с музыкой Баха исполнительница больше не расставалась. А однажды она дала в Варшаве несколько фортепианных вечеров, программа которых состояла большей частью из музыки Баха.
В середине семидесятых Николаева организовала в Москве серию выступлений, на которых вместе со своими учениками исполнила цикл из двенадцати концертов Иоганна Себастьяна Баха для клавира. Кому-то такое увлечение циклами, такая масштабность могут показаться гигантоманией. Сама же Николаева определила это начинание как «возможность проникнуть в мир композитора, объять его целиком, глубже почувствовать, понять».
Эти выступления запомнились московским слушателям как очень яркие события музыкальной жизни столицы. Печатные издания, разумеется, не обошли их молчанием. В газетах появились хвалебные рецензии. Критики отмечали необычность интерпретации музыки Баха, интересную манеру звукоизвлечения Николаевой, динамику ее исполнения, полифоническую ясность, разнообразие и четкость музыкального штриха, превосходное чувство темпа, а также волевую и решительную составляющую игры. Для каждого фрагмента исполняемого произведения Николаева находила свои оттенки, тонкие тембральные различия. Звуковая панорама, созданная ей при исполнении шести концертов для клавира, оказалась полна одновременно и кипящей жизненной силы, и тонкой душевной лирики.
Но что же еще, кроме Баха, звучало на концертах Николаевой? Практически вся музыка, которую мы знаем. В репертуаре пианистки было более пятидесяти концертов для фортепиано с оркестром. Исполняя произведения так называемой «популярной классики», Николаева постоянно выучивала что-то необычное, новое, редко исполняемое или вовсе никому не известное. На ее афишах можно было увидеть такие имена как Метнер, Дютьйе, Фиала…
Николаева стремилась открыть для себя и публики как можно больше новой музыки. Особенно ей хотелось помочь распространению новых сочинений советских композиторов. Прокофьев и Шостакович звучали на ее выступлениях почти всегда. Наряду с ними она исполняла пьесы Г.Попова и других советских композиторов, стала первой исполнительницей концертов Е.Голубева, своего консерваторского учителя по классу композиции.
Николаева является автором многих переложений для фортепиано, в числе которых можно выделить «Искусство фуги» Баха и прокофьевскую симфоническую сказку «Петя и волк».
Не обошла вниманием Николаева и музыку композиторов-романтиков. М Бетховена занимает в ее репертуаре почетное второе место после Баха. В одном из своих концертных сезонов Татьяна Петровна Николаева исполнила тридцать две бетховенские фортепианные сонаты. Впрочем, концертные программы, посвященные циклам, для нее очень быстро стали постоянной практикой. Николаева давала серии концертов, которые посвятила фортепианному творчеству Шопена, Шумана, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, исполняла циклы их прелюдий, а также другие сочинения.
Художественный облик блистательной Татьяны Николаевой Григорий Михайлович Коган определял так:
«Сегодняшняя Николаева — сильная, впечатляющая исполнительская индивидуальность, в игре которой высокая культура и точное мастерство сочетаются со свободой и артистичностью художественного выражения. В этих творческих приобретениях Николаевой-пианистки чувствуется благотворное влияние не только большого исполнительского труда и опыта, но и других сторон ее деятельности: Николаева, как известно, также одаренный композитор».
Татьяна Николаева смогла реализовать себя не только как прекрасная исполнительница и композитор, но и как педагог. Ее преподавательская деятельность (Николаева была профессором на кафедре специального фортепиано в Московской консерватории) оценивается предельно высоко.
Все ученики Татьяны Петровны вспоминают, как она помогала им набираться слушательского опыта, привозила пластинки из заграничных поездок, устраивала у себя дома вечера с их прослушиванием. Николаева очень часто выступала в ансамблях со своими учениками. Многие признаются, что ее присутствие рядом сразу снимало волнение перед сценой. Доброжелательность Татьяны Петровны помогала ее воспитанникам настроиться на рабочий лад, вжиться в исполняемую музыку, получить удовольствие от собственной игры и заразить слушателей своей энергетикой.
Татьяна Петровна Николаева умерла в ноябре 1993 года. Во время одного из своих выступлений она почувствовала себя плохо и вынуждена была покинуть сцену. Через девять дней прекрасной пианистки не стало.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…