Сигизмунд Тальберг – пианист-виртуоз золотой эпохи


Давайте очередной раз отправимся назад во времени и сфокусируемся на одном чрезвычайно важном, но почти забытом пианисте-виртуозе золотой эпохи пианизма 19 века — Сигизмунде Тальберге.

Сигизмунд Тальберг – пианист-виртуоз золотой эпохи
Сигизмунд Тальберг 1939 г.

Сигизмунд Тальберг родился в середине зимы в 1812 году. Но не только этим примечательна среда 8 января 1812 года – в этот день Веллингтон предпринял неудачную попытку осады Сьюдад-Родриго. Не прошло и полгода, Наполеон начинает свою злополучную попытку завоевать Россию, а Джеймс Мэдисон (президент США) объявил войну Англии. Тальберг родился в мире, изобилующем конфликтами.

Первые известные сведения об этапах обучения пианиста игре на фортепиано относятся к весне 1826 года, в это время четырнадцатилетний Сигизмунд Тальберг начал заниматься у Игнаца Мошелеса, который взял под свое крыло юное дарование.  Очень скоро после начала занятий с Мошелесом Тальберг дал первое публичное выступление, сыграв Гуммелевский концерт Си-бемоль минор. После этого дебюта Тальберг стал регулярно выступать на концертных площадках Вены. Дальнейшее развитие техники игры на фортепиано продолжалось при поддержке Клары Вик – молодой талантливой пианистки.  В 1830 году Тальберг начал изучать контрапункт у Симона Зехтера. Педагог требовал от ученика строгой дисциплины и большого внимания к деталям.

Тальберг в Париже

Сигизмунд Тальберг – пианист-виртуоз золотой эпохи
В 24 года Сигизмунд Тальберг приехал в Париж

В 24 года Сигизмунд Тальберг приехал в Париж. Он брал его штурмом, начав с концерта в доме австрийского посла графа Рудольфа Аппони. Россини, Мейербер, и Берлиоз обожали этого новичка, в то время как Шопен его не принял. Берлиоз даже возвел его выше Листа и Шопена, говоря, что он был главным пианистом в мире. Шопен был с ним не согласен. Но эти дебаты не слишком волновали публику. Тальберг нравился слушателям – самоуверенный, заботящийся о своем внешнем виде, этакий большой щеголь… Он любил внешние эффекты, например, во время пауз в бессилии ронял свободную руку, или переносил правую руку через левую и наоборот. На концертах он заставлял публику с напряжением следить за своими чудодейственными руками, за тем, как он справлялся с «непреодолимо трудными» пассажами.

Он выработал такой прием игры, при использовании которого слушатели могли бы поклясться, что один человек не может это сыграть. Прием этот состоял в том, что мелодия игралась в среднем регистре большими пальцами, а в верхнем и в нижнем регистрах она обрамлялась пассажами arpeggio, доходящими до пределов клавиатуры. Возникала иллюзия игры тремя руками. Эту идею Тальберг заимствовал у арфиста Париса Альверца. Тальберга прозвали Старина Арпеджио. Слушатели приходили в восторг и вставали со стульев, чтобы посмотреть, как Тальбергу это удается. 
Тальберг обладал совершенной техникой, законченной и отточенной, и он добился ее честным трудом.

Сигизмунд Тальберг – пианист-виртуоз золотой эпохи
Концерт в доме австрийского посла графа Рудольфа Аппони

Его любили настолько сильно, что в апреле 1836 года оценили сольное выступление в 10000 франков. В это время его главный соперник – Лист узнает о сенсационных выступлениях молодого пианиста и пишет разгромную статью о Тайберговских фортепианных композициях. Статья вышла в двадцать пятый день рождения Тальгерга.

Дуэль

Ференц Лист
Ференц Лист

В начале весны 1837 года Лист и Тальберг устроили состязание, которое впоследствии музыкальные критики назвали «Дуэлью века» между двумя титанами фортепиано. Критик Жюль Янин, наряду со многими другими музыковедами оценил дуэль Листа и Тальберга в ничью. Он отметил:

«Никогда Лист не был более управляем, более энергичен, более страстен; никогда Тальберг не играл с таким воодушевлением и нежностью … Таким образом, здесь нет ни одного победителя и побежденного».

Большинство современных биографов Тальберга и сейчас соглашаются с такой оценкой. Но летописцы Листа, однако, осуждали своего коллегу, называя Тальберга «Стариной Арпеджио», который зарабатывает свою популярность, применяя лишь «ловкие трюки». Но эти дебаты, скорее всего, никогда не будут разрешены…

 

1838 и последующие годы

Сигизмунд Тальберг – пианист-виртуоз золотой эпохи
Тальберга прозвали Старина Арпеджио

Несмотря на острое соперничество, а иногда и едкие комментарии Листа в прессе и общественности, оба пианиста оставались друзьями всю свою жизнь. Лист был частым гостем Тальберг и его семьи, и Тальберг любезно посодействовал своему другу во время его гастрольного турне к королю Саксонии в 1838 году. Лист, в свою очередь, устроил шумный прием Тальберга в Вене десять лет спустя.

Сигизмунд Тальберг – пианист-виртуоз золотой эпохи
Тальберг решает полностью оставить концертную деятельность

В 1840 году Тальберг берет отпуск, чтобы отдохнуть от концертной деятельности и уезжает в Германию, чтобы побыть там в качестве туриста. Полноценного отдыха не вышло, так как Российская императрица убедила его, чтобы он сыграл один концерт для нее.

В 1843 году Тальберг женится на одной из дочерей баса Лабаша и окунается в рутину супружеской жизни, в которой в течение десяти лет неустанно трудится, выступая на многих концертных площадках мира. В 1855 году у Тальберга проявляется страсть к путешествиям, он решает ехать в Америку, чтобы играть там. В течение трех лет, он играет по пять или шесть концертов в неделю, проявляя поразительную работоспособность. И к 1963 году он зарабатывает столько денег, что решает полностью оставить концертную деятельность. Он и его семья упаковывают чемоданы, и, внезапно для всех, уезжают в Италию. Там Тальберг занимается выращиванием винограда и больше никогда в жизни не играет на любимом инструменте. В 1971 году Тальберг скончался, так и оставив загадкой свой внезапный уход со сцены…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий