Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели,
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна,
Взмах — мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье —
Оркестровое творенье.
С и м ф о н и ч е с к и й о р к е с т р
В е н о к с о н е т о в
Скрипичный ключ причудливой петлёй
Встал впереди пустого пятистрочья,
А перебранка нот между собой,
Напоминает ярмарку сорочью.
На верхней строчке – флейты и гобой.
Затем фагот, валторны и кларнеты…
И я, в любви к симфонии, порой
Готов побыть на час её клевретом.
Прочтение редакций партитур
Порой сродни принятию микстур,
Хоть, может быть, сравнение неловко.
Скрипичный ключ — галантный кавалер,
Нас поражая светскостью манер,
Изящный стан обнял, склонив головку.
Изящный стан обнял, склонив головку…
Что ждёт нас там, в трущобе партитур —
Баталии, палитры, зарисовки?
И выдержим ли тему без купюр?
Прекрасен мир! Он нежен и жесток!
Наполнен он любовью до предела.
Я в будущее вглядываюсь смело.
А музыка мне — и судья, и бог!
Но как сыграть стремительный пассаж,
Чтоб в ритм вписалось чёткое стаккато,
И зазвучал божественно габой?
Как бриг мне этот взять на абордаж?
Скрипичный ключ на страже, как солдаты…
Даёт оркестру нота «ля» настрой.
Даёт оркестру нота «ля» настрой.
И тут же какофоний эскапады
Со сцены в зал стекают водопадом,
Бьют по ушам, как в берег бьёт прибой.
В тех звуках жизнь. И смерть. И чувства ток.
В них ревность и любовь одновременно.
В них гордость, стыд. В них верность и измена…
А на пюпитре — с нотами листок.
Но постепенно затихает гам.
«Ударник не из нашего оркестра?!»
Расселись оркестранты по местам
И зрители приветствуют маэстро.
Плоха иль хороша аранжировка —
От первой скрипки ладу заготовка.
От первой скрипки ладу заготовка…
У этих скрипок выше голоса.
Их звук от сердца мчит под небеса.
Повыше. К богу. И без остановки.
Смычком по струнам — оголённым нервам!
За горло гриф — и правду лишь изволь!
И плач. И боль. И непременно первым…
И не забыть ещё про канифоль!
Порой ей достаётся больше всех!
И спрос с неё, как от одной из главных,
Хотя в ансамбле, впрочем, все на равных!
И крепко руку жмут ей за успех!
Вот присмотрись, нарочно, погляди —
Вторые скрипки будто позади!
Вторые скрипки будто позади…
Но им доступны всплески страсти жгучей.
Грудной их голос, бархатно-певучий,
Нетрудно чутким ухом уловить.
В том голосе есть крохотный росток –
Надежды и тревоги ожиданий,
И краткость мне подаренных свиданий,
И выпитый мной нежности глоток.
Вторые скрипки — это целый мир.
Наполнив ими звучные аккорды,
Ансамбль вторых скрепляет звуков пир,
Как два конца дуги скрепляет хорда.
Вторых обидеть было бы безумством…
Грустят альты вздыхая, с тяжким чувством.
Грустят альты вздыхая, с тяжким чувством…
Зато певучий звук виолончельный —
Красивый, полный, яркий, как сочельник,
Как сгусток животворного искусства.
Смычковый вздох я не испорчу взмахом —
Пусть вылетает, плавно навеваем…
Сниму одним прикосновеньем Баха,
Что на конце смычка так осязаем.
Сыграй сонату для виолончели,
Как виртуоз, и может так случится,
Что тишины обманчивой качели
В многоголосье «forte» обратится.
И пусть поможет Ариадны нить
Виолончели голос различить.
Виолончели голос различить
Нетрудно, если вслушаешься вправо.
Восторженно кричим мы «бис!» и «браво!»
Желая удовольствие продлить.
Но наслажденья не даются даром —
Приходится втройне за них платить…
Душа умчалась с музыкой к Стожарам
И нам её уже не возвратить.
Звучанье духовых плывёт по сцене,
Готовя слух наш к звуков перемене…
И можно здесь дать выход нашим чувствам…
Медь выдувать из тубы и тромбонов,
Сегодня, так же , как во время оно,
Необходимо обладать искусством.
Необходимо обладать искусством
Переложить симфонию в клавир.
Здесь иногда и признаный кумир,
Порой, неверно выбирает русло.
Звучит оркестр раскладывая ноту
На тысячи оттенков и тонов.
И внемлет мир рождению чего-то
Тревожно-нежного — из глубины миров.
Лирическая тема размягчает…
Но нас к реальной жизни возвращает
Бой барабанов — резок, шумен, груб!
Влекут по нотам дальше без улыбок
Не звуки мелодичных, нежных скрипок,
А звук тромбонов и различных труб.
А звук тромбонов и различных труб
Нам предвещает окончанье сласти —
Сейчас взорвутся бешенные страсти –
Здесь Вам театр, а не сельский клуб!
Моя душа, как пленница Земли,
Пытаясь разорвать границы круга,
Свои надежды и мечты свои,
В мелодиях симфоний ищет друга.
Венок взаимосвязаных сонетов
Пишу натужно — правду не таю!
И, в трудном стихотворчестве поэтов
Я музыки созданье познаю.
А тембр, рождённый напряженьем губ,
Нам как и скрипка — сладостен и люб.
Нам, как и скрипка, сладостен и люб
Задорный говор медных инструментов.
И, хоть мундир их весь из позументов,
Тяжел суровый тембр грозных туб.
Вот выдаёт трубач своё сфорцандо,
Звук меди переплавив в серебро.
Звучит тромбона плавное глиссандо
В чарующем, Равеля, «Болеро».
И с наслажденьем слушаем повторно
Рыданья «подсурдиненой» валторны,
Дыханье затаив, в огромном зале.
И если честно, строго и серьёзно —
Да, духовые тоже виртуозны!
И ведь без них оркестр жив едва ли.
И ведь без них оркестр жив едва ли…
Вот трубочки из Нильских тростников —
Ласкали слух Египетских богов,
И флейтами они с годами стали.
Поют легко, раздумчиво — как дышат:
Сквозь годы и века, давным-давно…
Нам кажется, что ухо правду слышит,
Но до конца не скажут всё равно.
Волною лодку закачает лето,
Зашелестит осока о корму,
Заплачет горько-горько флейта где-то,
Неведомое что-то никому.
А звуки флейт — загадка не годам!
Их я неверно, видно, передам.
И я неверно, видно, передам
Палитру звуков грубыми словами.
Задача эта мне не по плечам,
Вы попытайтесь это сделать сами.
Вот адский вихрь страстей отбушевал,
Но не видать влюблённым больше света,
И о любви своей , девятый вал,
Поёт Франческа голосом кларнета.
А вот гобоя бархатный напев.
Мечтательно-ленивый перепев.
Преследует всё время по пятам.
И сдерживать восторг свой неохота
Под звук своеобразного фагота —
Биенья сердца бешенный там-там.
Биенья сердца бешенный тамтам
В нас вызвали удары барабана.
Не дрогнула. Поёт меццо-сопрано.
Звук грома всё расставил по местам.
Ударил гонг, литавры и тарелки !
В горнило битвы бросил нас оркестр.
И надо биться! Тут уж не до спевки …
Побед не так велик у нас реестр.
Звон колокольный полнит всё вокруг
И уступает ему чёткий ритм,
Как волны, что дробятся о гранит.
А гром ударных оборвался вдруг.
И снова скрипок струны зарыдали…
И чистый звук концертного рояля.
И чистый звук концертного рояля.
Открыта крышка. Руки на колени.
Размяты пальцы. Клавиши в оскале…
И мысль :« Я — гладиатор на арене!».
Вот первые аккорды прозвучали
И звук поплыл в заворожённый зал…
Пропало напряжение начала,
И музыка взошла на пьедестал!
И все века, эпохи и народы
Сошлись здесь вдруг у рамповых границ.
Сквозь толщу времени играет пианист…
Играет виртуоз… Проходят годы…
А он стоит с поднятой головой —
Скрипичный ключ, причудливой петлёй…
Скрипичный ключ причудливой петлёй
Изящный стан обнял,склонив головку …
Даёт оркестру нота «ЛЯ» настрой.
От первой скрипки — ладу заготовка.
Вторые скрипки будто позади…
Грустят альты вздыхая,с тяжким чувством…
Виолончели голос различить
Порою нужно обладать искусством.
А звук тромбонов и различных труб
Нам,как и скрипки,сладостен и люб.
И ведь без них оркестр жив едва ли.
И я неверно, видно, передам
Биенья сердца бешенный тамтам,
И нежный звук концертного рояля.
© Copyright: Борис Неменов, 2012
Свидетельство о публикации №112102902069