Волшебный клавесин Франсуа Куперена


Фотография Франсуа Куперена Возможно ли, чтобы органист, представитель древнего музыкального рода, которому по жизни начертано было писать лишь духовные произведения, покорил легкомысленный королевский двор? Сделал послушным и завораживающим не самый разнообразный по своему звучанию инструмент – клавесин?
Как Шопен в свое время стал королем фортепиано, так в эпоху французского рококо стал повелителем клавесина Франсуа Куперен.

Смелость Франсуа Куперена

Будущий композитор родился в 1668 г. в Париже. В городе, где жили, творили, добивались успеха и пропадали в безвестности многие великие мастера. Отец Франсуа, Шарль, был знаменитым органистом в соборе Сен-Жерве, талантливым музыкантом и любящим отцом.

Место органиста он и передал по наследству своему старшему сыну, который подавал большие надежды на поприще серьезной музыки. Однако Франсуа не стал идти по проторенной дорожке – органная музыка порой навевала на него скуку. Музыкант хотел передать в своих творениях радость жизни, чувство надежды и полноты счастья. Для этого едва ли подходил орган – и Франсуа смело пересел к клавесину. Этот несколько однообразно звучащий инструмент, до поры до времени служивший лишь аккомпанементом для романтических элегий при дворе, зазвучал под пальцами молодого Куперена словно волшебная флейта, покоряющая сердца.

Органист и любимец высшего света

Изображение органа Однако Франсуа не покинул завещанный отцом орган. Он продолжал играть в соборе. Не без вдохновения создал несколько возвышенных органных произведений, от которых трепещут сердца у любителей классической музыки. Это мессы и три предпасхальные обедни, мотеты. По мнению некоторых музыкальных критиков, именно по этим произведениям учился сам Иоганн-Себастьян Бах.
Наибольший вклад Франсуа Куперен совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре. Музыка Куперена словно сплетена из кружев. Обилие мелизмов, эмоциональная окраска и отточенные миниатюрные формы делают произведения Франсуа Куперена безошибочно узнаваемыми.
Клавесинные произведения маэстро пришлись по душе королю и всему двору. Грозный монарх даже доверил Куперену обучение своих обожаемых отпрысков.

«Вот уже двадцать лет я имею честь состоять при короле и обучать почти одновременно его высочество дофина, герцога Бургундского и шестерых принцев и принцесс королевского дома» – писал Куперен.

Слушать: Les Baricades Misterieuses


Какие произведения были особенно популярны в годы жизни Куперена? Какие мы с удовольствием слушаем, разучиваем и исполняем сейчас? Это «Бабочки», «Маленькие ветряные мельницы», «Тростники», «Девушка», а также пособие-трактат для желающих в совершенстве овладеть игрой на клавесине и фортепиано «Франсуа Куперен. Искусство игры на клавесине».
Музыкант отмечал в своих записях, что, сочиняя, он всегда имел в виду определенное событие, человека или предмет, поэтому названия произведений соответствуют тем идеям и чувствам, которые владели маэстро во время написания пьесы. Для каждой миниатюры Куперен находил индивидуальный штрих, нанося на него множество вариантов клавесинной фактуры, словно ажурной ткани.

Конец жизни

Неблагодарный рок нанес любимцу музы тяжелый удар – неизлечимая болезнь год за годом убивала маэстро. Великий клавесинист Куперен Франсуа почил с миром в 63 года в родном городе. Он передал по наследству место соборного органиста дочери Маргарите-Антуанетте, а благодарным потомкам — свою уникальную музыку.

Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий