В состав группы часто включают клавишные инструменты. Это может быть пианино, но оно есть не во всех клубах, где придется выступать, или же оказывается расстроено, а возить с собой такой громоздкий инструмент очень сложно, придется обзавестись настройщиком и минимум двумя грузчиками. В общем – морока. Поэтому в большинстве групп клавишный инструмент – синтезатор.
Синтезаторов существует огромное количество и самых разных. От очень сложных, которые занимают целую комнату, типа АНС, до маленьких цифровых, которые можно взять под мышку. Они различаются по природе создания и синтеза звука – аналоговые, цифровые, световые; по фирмам-изготовителям – Yamaha, Korg, Roland и другие; по цене – от самых дешевых и доступных, до очень и очень дорогих.
Но начинать, как и в любом деле, лучше с простого и доступного.
Синтезатор состоит из клавиатуры, разных кнопок и внутренней очень сложной начинки. Начинка нас пока интересовать не будет.
Клавиатура синтезатора точно такая же, как клавиатура обычного пианино, только клавиш может быть меньше. Часто это даже удобнее, потому что звуки синтезатора редко бывают рассчитаны на звучание во всех регистрах и вам могут не понадобиться ни очень низкие, ни слишком высокие звуки, которые есть в каком-то конкретном тембре. Зато у всех синтезаторов есть кнопки смещения октав вверх и вниз. Так что при желании даже на клавиатуре в двадцать четыре клавиши вы сможете играть в любой октаве, просто смещая октавы синтезатора. В общем, шестидесяти одной клавиши.
У синтезаторов есть разные кнопки, слайдеры и ручки. Если мало кнопок, синтезатор дешевле, много – дороже. В их действии будет интереснее разобраться самому. Попробуйте и услышите: звук может меняться до неузнаваемости. Самое главное – точно знать, где кнопки изменения тембров или «патчей». Синтезатор тем и отличается от пианино, что у пианино только один возможный тембр-патч – патч пианино, а у синтезатора их если не бесконечно, то все равно великое множество.
Например, вы можете выбрать звук скрипки, целого струнного оркестра или какой-нибудь звук, которого вообще нет в природе, то есть целиком синтезированный из электрических сигналов или цифровых кодов. В выборе тембров все зависит от полета фантазии, ваших вкусовых предпочтений и даже, может быть, случая.
В группе синтезатору отводится определенное место и роль. Он поддерживает гармонию, то есть аккорды, на которых строится и развивается песня, особенно если у вас в группе нет ритм-гитары. Еще синтезатор играет роль соло; желательно, чтобы это были оригинальные звучания. Но нельзя перетягивать одеяло только на себя – нужно дать прозвучать и гитаре, и барабанам, и бас-гитаре. И конечно, голосу вокалиста. Нужно найти такой баланс в звучании, чтобы каждый инструмент был слышен и в то же время находился в правильном соотношении с остальными.