Шарль Франсуа Гуно (Charles Gounod) родился в Париже 17 июня 1818 года в творческой семье. Замечательный художник, талантливый живописец, его отец занимал должность профессора Политехнической школы и учителя рисования для слуг Людовика XVIII.
Его мать, отличный музыкант, обучала игре на пианино Луи Адана и Хуллменделя. После того, как она овдовела, в 1823 году, ей пришлось давать уроки фортепиано, чтобы обеспечивать детей. Она преподала Шарлю основы музыки, и он рано продемонстрировал свои способности.
Содержание статьи
Яркие впечатления молодости Шарля Гуно
За годы обучения в средней школе Сент-Луиса Шарль Гуно познакомился с постановками «Отелло» Россини и «Дон-Жуана» Моцарта. Эти два шедевра явились основными музыкальными откровениями молодости композитора. Восхищение Моцартом останется с Гуно на всю жизнь, и он никогда не перестанет горячо прославлять его гениальность. Открытие «Пасторальной симфонии» и «9 хоров» Бетховена усиливает его музыкальный энтузиазм.
Наполненный высокими художественными идеалами, молодой Шарль проявляет амбиции и решимость стать великим композитором. Он обучается в консерватории фуге и контрапункту у Галеви, а композиции у Лесюёра. В конкурсе за Римский приз он занял второе место в 1837 году, а через два года, как высшее благословение, получил первую премию с кантатой «Фернанд». Перед отъездом на виллу Медичи в Риме, где он должен был проживать два года в качестве призера, Гуно пишет к юбилею своего наставника Лесюёра «Agnus Dei» для трех голосов и хора, о котором Берлиоз написал пророческие строки:
«Тут есть всё новое и выдающееся: пение, модуляции, гармония. Ш. Гуно здесь доказывает, что от него можно всего ожидать».
Римский период творчества
Отъезд в Рим дался молодому человеку тяжело, потому что он впервые оставил свою любимую мать. Вновь прибывшего тепло приветствовал Жан Энгр, на тот момент — директор Французской академии. Они стали друзьями, художник разделил страсть к музыке. Гуно аккомпанировал ему в сонатах Моцарта или Гайдна для фортепиано и скрипки, познакомил его с «Альцестом» Люлли, и пел удивительно выразительным голосом свои любимые мелодии.
По просьбе Энгра, Гуно развивает свой дар рисования, выполняя более сотни набросков простейших фигур. Портрет молодого Гуно, нарисованный художником, относится к этому периоду. В этот период композитора часто видят в Сикстинской капелле, где он погружается в искусство Палестрины. Духовная музыка захватывает его.
На вилле Медичи Гуно встречает Полину Виардо, которая вводит его в мир театра, а так же знакомит с Фанни Гензель, сестрой Феликса Мендельсона. Выдающаяся пианистка приобщает его к немецкой музыке, «которая волнует и восхищает его».
Впечатлительный от природы, он попадает под влияние отца Лакордера — блестящего проповедника, который прибыл в Рим, чтобы восстановить орден доминиканцев.
Под его влиянием Гуно эволюционирует к социальному христианству и начинает думать о принятии церковного сана. Этот мистический кризис усиливается его дружбой с Чарльзом Гаем, будущим епископом Пуатье, который прибыл в конце 1839 для подготовки к своему посвящению.
С тех пор Гуно посвящает себя религиозной музыке. Он уходит в монастырь Сан-Бенедетто в Субьяко, чтобы написать торжественную мессу, которая была исполнена в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези 1 мая 1841 года, в день рождения Луи-Филиппа. Этот успех принес ему пожизненный титул хормейстера.
Путь к успеху через театр
После этого он покидает «спокойный, в умиротворении» Рим и держит путь в Вену, где процветает музыкальная жизнь. Там Гуно впервые побывал на постановке «Волшебной Флейты», и начал строить взаимоотношения с влиятельными артистами. Во время зимы 1842-43 гг. Шарль представил две свои работы: «Мессу» и «Реквием» в Карлскирхе.
Вернувшись в Париж в мае 1843 года, Гуно принимает должность музыкального руководителя в церкви Иностранных миссий. Там он навязывает приходу, с некоторыми затруднениями, музыку Баха и Палестрины. В течение пяти лет он пишет исключительно религиозную музыку. С октября 1847 года по февраль 1848, он носит церковное платье и подписывает свои письма «Аббат Гуно». В это время, работая над изучением сравнительной истории религий, Гуно присутствует на конференциях Лакордера в Нотр-Дам, а также богословских лекциях в Сен-Сюльпис.
Между тем музыкант, в свои 30 лет, вдруг осознает, что «есть только один путь, чтобы получить имя — это театр». Благодаря посредничеству скрипача Зегерса, он связывается с Полиной Виардо, только что получившей популярность с ролью в «Пророке» Мейербера. Она подталкивает композитора написать оперу, и берет на себя инициативу, навязывая свой выбор, — «Сафо», на либретто Эмиля Ожье.
Даже получив незначительный успех, опера привлекает внимание общественности и критиков, которые понимают, что это не событие, а пришествие. Для Комеди Франсэз Гуно пишет несколько концертов, в том числе «Мещанин во дворянстве», а также трагедию с хорами «Улисс», поставленную Жаком Оффенбахом в 1852 году.
Вскоре после брака с Анной, дочерью Иосифа Циммермана, композитора и преподавателя фортепиано из консерватории, Гуно был назначен директором духового оркестра Парижа, хорового учреждения, комплектуемого из рабочего класса. А год спустя, в 1853 году, директором вокального образования в муниципальных школах Парижа. Эти функции, которые он самоотверженно принимал на себя, дали ему возможность писать многочисленные хоровые и религиозные произведения, среди которых «Месса для хористов», исполненная в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа в июне 1853, под его руководством.
Новые вершины творчества после возвращения на родину
После смерти тестя он переезжает в их семейное имение в Сен-Клу, где Шарль Гуно провел большую часть своей жизни. В том же году знаменитая «Ave Maria» получила огромный успех в своей оркестровой версии.
Гуно сочиняет новый гимн «Да здравствует Император» в честь Наполеона III, прозвучавший в исполнении 1500 голосов на Всемирной выставке 1855 года. После провала своего второго лирического произведения «Кровавая монахиня», он возобновляет работу над «Фаустом», изначально задуманным еще в Риме. Переутомившись, став жертвой тяжелого случая нервного расстройства, к которому он имел склонность, композитор был помещен в знаменитый госпиталь доктора Бланш.
После периода принудительного отдыха «Фауст» был закончен, но из-за конкуренции с театром Порт Сен-Мартен, показывающим драму на ту же тему, его поставили только в 1859 году в Театре Лирик. Взвешенный, более торжественный нежели вдохновляющий, более симфонический нежели мелодичный, «Фауст» не получает непосредственного успеха. Только через 10 лет она ставится на сцене «Гранд опера», где получает настоящий успех. На самом деле, виртуозность вокальных партий персонажей открывает путь горящему мелодичному лиризму, порывает с красивой итальянской песней и приемами Мейербера. Он возвеличивает образ Маргариты, изображая глубокие чувства её души.
«Когда я сочиняю, — говорит Гуно, — я проникаюсь чувствами, словами, характером человека, и я позволяю своему сердцу говорить»
Гуно, уйдя в отставку с поста в духовом оркестре, пишет две легкие оперы — «Филемон и Бавкида» и «Голубка», на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карра. Оцененные, как образцы вкуса и остроты, эти два произведения были менее успешны, по сравнению с его оперой «Царица Савская», поставленной в 1862 году. В 1867 году композитор возвращается к поэтической опере, лучше приспособленной для отражения его лирического стиля. Результатом стали оперы «Мирей», и «Ромео и Джульетта».
Получив счастливую возможность покинуть Париж, который «подавляет и душит его», он сочиняет на юге Франции, для того, чтобы купаться в атмосфере, в которой эволюционируют его герои.
Последние годы жизни Шарля Гуно
Истощенный периодом интенсивного творчества, Гуно ищет мир и покой в Риме, предпочитая уединиться там, где он всегда хотел жить. Он позволяет своему религиозному пылу действовать свободно, делая наброски «Полиевкта», своей христианской оперы.
Но Франко-прусская война 1870 года останавливает сочинение этого произведения. Будучи поражённым положением Франции, и неспособный «жить под знаменем врага», Гуно со своей семьей находит убежище в Англии, где он встречает певицу Джорджину Уэлдон. Она убеждает композитора действовать в полной противоположности своей природе. Таким образом, он становится ее протеже.
Около трех лет работая на «Tavistock House» он судится со своими издателями, и отказывается от должности директора Парижской консерватории. Утомленный и больной, Гуно, оставляет Лондон при помощи доктора Бланша и друзей. Он оставляет там несколько рукописей, в том числе «Полиевкта», конфискованного из мести Джорджиной Уэлдон. Вернувшись во Францию, он восстанавливает всю оперу по памяти с большой точностью. Будучи угнетённым неудачей этой оперы, которая более чем любая другая является отражением его внутренних убеждённостей, Гуно сказал:
«Пусть все мои работы погибнут, пусть мой Фауст погибнет, Полиевкт должен быть возрожден и должен жить»
В последние годы своей жизни, он развивает богатую и разнообразную литературную деятельность, становится музыкальным критиком. С неутомимой жизненной силой, контролирует последние репетиции своих произведений, которым он отводит большую часть времени. Полный наград и орденов, Гуно до конца сохранял спокойный темперамент, всегда располагающий к себе. Под влиянием доброты, посвящая себя тем, кто приближался к нему, он инстинктивно создавал вокруг себя ауру симпатии и привязанности, которые были необходимы ему.
Последнее произведение Гуно, написанное в состоянии шока — Реквием в память внука так и осталось незаконченным. Гуно умер в Сен-Клу 17 октября 1893 года. Национальные похороны прошли в Мадлене, на них, в соответствии с его желанием, пели григорианскую мессу.