Григорий Соколов – лучший из виртуозов


Фотопортрет Григория Соколова Эксперты музыкального мира, и не только они, отмечают уникальность восхождения пианиста Григория Соколова на музыкальный Олимп. Действительно, без всякого внешнего ажиотажа, без какой-либо «раскрутки» в мире, где рыночные законы давно управляют искусством, Григорий Соколов стал одним из самых заметных и выдающихся пианистов современности.

Пианист, которого многие признают номером «1» в мире, родился 18 апреля 1950 года в городе Ленинграде. Учился в средней специальной музыкальной школе по классу Лии Зелихман.

Ещё в возрасте 12 лет Григорий дал свой первый сольный концерт. А, едва закончив девятый класс, он победил в III Международном конкурсе имени П. И. Чайковского и стал самым юным лауреатом за всю историю конкурса. В это время Григорию Соколову только исполнилось 16 лет – минимальный возраст для конкурсантов.

Конкурс Чайковского является международным событием. Он проходит один раз в четыре года среди академических музыкантов и взрастил немало прекрасных музыкантов, среди них Андрей Гаврилов, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Сергей Соболев, Даниил Трифонов и другие.

Ленинградскую консерваторию по классу Моисея Хальфина Соколов окончил в 1973 году.

Редкое трудолюбие отличало его с самого раннего возраста: ещё на школьной скамье он проявлял настоящее упорство и настойчивость на занятиях. И сегодня обязательное правило для Григория Соколова – ежедневная многочасовая работа за инструментом. Уже по тому, сколько времени и труда отдает Соколов музыке, можно судить о неординарности и величине его дарования.

Рояль для меня как ребенок

Пианист Григорий Соколов за роялем Игру пианиста Григория Соколова отличает особая сосредоточенность и полное погружение в музыкальную стихию. Манера его исполнения поражает совершенством техники и отсутствием внешних эффектов.

Пианизм Соколова неподражаем, он завораживает и подчиняет слушателей воле исполнителя. Приглашений выступить с концертом у мастера всегда больше, чем возможностей, так что он может выбирать города, в залах которых хочет выступать.

По мнению профессиональных экспертов, он совершенно безразличен к численности слушательской аудитории, ему всё равно, один человек пришел на его выступление или собрался тысячный зал. Главное, что существует для него, – рояль, о котором он говорит как об одушевленном существе. «Рояль для меня как ребенок», — утверждает артист. В процессе подготовки к выступлению Соколов выжимает все соки из настройщиков, которые его при этом боготворят.

Григорий Соколов играет в лучших и престижнейших залах Парижа, Берлина, Вены, Мадрида и других городов Европы. Америку и Азию Соколов не посещает. По словам его итальянского импресарио, Соколов дает в год от 55 до 70 концертов.

Особое предпочтение пианист отдает выступлениям на площадках небольших размеров или в церквях. Еще одна особенность музыканта состоит, по его признанию, в том, что составлять программу выступлений для него, так же как и для его импресарио, довольно мучительно, так что в год он играет, как правило, одну или две программы.

На протяжении долгого периода времени Григорий Соколов не выступает с оркестрами. Объясняет данный факт он осознанным выбором: то, что не сыграно с оркестром, подлежит восполнению, а потеря сольного репертуара – невосполнима. Соколов не признает понятий «современная» и «несовременная» музыка, утверждая, что хорошая музыка существует вне времени.

Репертуар Григория Соколова

Маэстро Соколов за роялем Искусство Соколова сегодня по-настоящему значительно. Музыкант стал одним из самых выдающихся, творчески интересных и содержательных артистов современности.

Серьезность отношения Соколова к искусству, отсутствие поверхностности в этом отношении позволило ему превратиться в большого художника.

В свои программы он часто ставит сонаты Бетховена:

  • Двадцать девятую,
  • Тридцать первую,
  • Тридцать вторую,

а также:

  • «Искусство фуги» Баха,
  • сонаты Шуберта,
  • произведения Шопена,
  • Равеля,
  • Скрябина,
  • Рахманинова.

Репертуар пианиста включает в себя музыкальные произведения от начала XVIII века до середины XX. Но дело не только в том, каков состав репертуара Соколова, а в его подходе к интерпретации музыки и личном отношении к произведениям, которые он исполняет.

Леонид Гаккель, профессиональный музыковед, после концерта Соколова в Малом зале Петербургской филармонии сказал:

— В России 96-го года творит великий пианист!

Пианистка Александра Юозапенайте отозвалась о мастерстве Соколова как о «счастливом сочетании двух миров: европейской рафинированности, упорядоченности и гармонии, а также контролируемой изнутри славянской эмоциональности, не переливающейся через край и благородной. Оба мира идеально уживаются между собой в зрелом и опытном художнике».

В то время, когда Григорий Соколов еще выступал с оркестрами, он играл с Концертгебау, Гевандхаузом, лондонским оркестром «Филармония», филармоническим нью-йоркским оркестром и другими. Два года подряд, в 2003 и 2004 годах, Григорий Соколов удостоился премии Франко Аббьяти.

Записывается пианист только в редких случаях и концертным записям предпочитает студийные. Среди последних записей – видео сольного выступления Соколова в парижском Театре на Елисейских полях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий