Этим уроком мы начнем серию занятий, посвященных различным нюансам в музыке.
Что делает музыку действительно неповторимой, незабываемой? Как уйти от безликости музыкального произведения, сделать его ярким, интересным для слушания? Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы и исполнители, чтобы добиться этого эффекта? На все эти вопросы мы постараемся ответить.
Надеюсь, что каждый знает, или догадывается, что сочинение музыки — это не только написание стройного ряда нот… Музыка — это еще и общение, общение композитора с исполнителем, исполнителя со слушателями. Музыка – это своеобразная, необыкновенная речь композитора и исполнителя, с помощью которой они раскрывают перед слушателями все то сокровенное, что таится в их душах. Именно с помощью музыкальной речи они устанавливают контакт с публикой, завоевывают ее внимание, вызывают эмоциональный отклик с ее стороны.
Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций – это темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.
На этом занятии мы поговорим о темпе.
Темп на латыни означает «время», и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.
Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.
Со времени изобретения нотной записи композиторы пытались найти какой-нибудь способ четкого воспроизведения темпа, в котором следовало исполнять записанные произведения. Это должно было сильно упростить чтение нот незнакомого музыкального произведения. Со временем они заметили, что у каждого произведения есть внутренняя пульсация. И эта пульсация у каждого произведения разная. Как и сердце у каждого человека стучит по-разному, с разной скоростью.
Так вот, если нам понадобится определить пульс, мы считаем количество ударов сердца в минуту. Так и в музыке – для записи скорости пульсации стали записывать количество долей в минуту.
Чтобы помочь вам разобраться в том, что такое метр и как его определить, предлагаю вам взять часы и топать ногой каждую секунду. Слышите? Вы отстукиваете одну долю, или один бит в секунду. Теперь, глядя на часы, стучите ногой два раза в секунду. Получилась другая пульсация. Частота, с которой вы топаете ногой, называется темпом (или метром). Например, когда вы топаете ногой один раз в секунду, темп равен 60 битам в минуту, потому что в минуте, как мы знаем, 60 секунд. Топаем два раза в секунду, и темп составляет уже 120 бит в минуту.
В музыкальной записи это выглядит примерно так:
Такое обозначение говорит нам о том, что за единицу пульсации взята четвертная нота, и пульсация эта идет с частотой 60 ударов в минуту.
Вот другой пример:
Здесь тоже за единицу пульсации взята четвертная длительность, но скорость пульсации в два раза быстрее – 120 ударов в минуту.
Есть и другие примеры, когда за единицу пульсации берется не четвертная, а восьмая или половинная длительность, ну или какая-нибудь другая… Вот несколько примеров:
В таком варианте песенка «Маленькой елочке холодно зимой» будет звучать в два раза быстрее первого варианта, так как за единицу метра взята длительность в два раза короче — вместо четвертной, восьмая.
Такие обозначения темпа чаще всего можно встретить в современных нотах. Композиторы же прошлых эпох пользовались в основном словесным описанием темпа. Даже сегодня для описания темпа и скорости исполнения используются те же терминами, что и тогда. Это итальянские слова, потому что, когда они входили в употребление, основную массу музыкальных произведений в Европе сочиняли итальянские композиторы.
Ниже приведены самые распространенные обозначения темпа в музыке. В скобках для удобства и более полного представления о темпе дано примерное количество ударов в минуту для данного темпа, ведь многие не имеют ни малейшего представления, как быстро или как медленно должен звучать тот или иной темп.
- Grave – (граве) — самый медленный темп (40 уд/мин)
- Largo — (лярго) — очень медленно (44 уд/мин)
- Lento — (ленто) – медленно (52 уд/мин)
- Adagio — (адажио) — медленно, спокойно (58 уд/мин)
- Andante — (андантэ) — не спеша (66 уд/мин)
- Andantino — (андантино) – неторопливо (78 уд/мин)
- Moderato — (мoдэрато) – умеренно (88 уд/мин)
- Allegretto — (аллегрэтто) — довольно быстро (104 уд/мин)
- Allegro — (аллегро) – быстро (132 уд/мин)
- Vivo — (виво) – живо (160 уд/мин)
- Presto — (прэсто) — очень быстро (184 уд/мин)
- Prestissimo — (прэстиссимо) — предельно быстро (208 уд/мин)
Впрочем, темп не обязательно показывает, насколько быстро или медленно следует исполнять пьесу. Темп ещё и задает общее настроение пьесы: например, музыка, исполняемая очень-очень медленно, в темпе grave, навевает глубочайшую тоску, но та же музыка, если ее исполнить очень-очень быстро, в темпе prestissimo, покажется вам невероятно радостной и светлой. Иногда для уточнения характера композиторы пользуются такими дополнениями к обозначениям темпа:
- leggiero — легко
- cantabile — певуче
- dolce — нежно
- mezzo voce — в пол-голоса
- sonore – звучно (не путать с криком)
- lugubre — мрачно
- pesante — тяжело, весомо
- funebre — траурно, похоронно
- festivo — празднично (фестивально)
- quasi rithmico – подчёркнуто (утрированно) ритмично
- misterioso — таинственно
Такие ремарки пишутся не только в начале произведения, но могут появиться и внутри его.
Чтобы еще немного вас запутать, скажем, что в сочетании с обозначениями темпа, иногда используются вспомогательные наречия, для уточнения оттенков:
- molto — очень,
- assai — весьма,
- con moto — с подвижностью, commodo — удобно,
- non troppo — не слишком,
- non tanto — не столь,
- sempre — все время,
- meno mosso — менее подвижно,
- piu mosso — более подвижно.
Например, если темп музыкального произведения — росо allegro (поко аллегро), то это означает, что пьесу нужно играть «довольно резво», а росо largo (поко ларго) будет означать «довольно медленно».
Иногда отдельные музыкальные фразы в пьесе играются в другом темпе; это делается для придания большей выразительности музыкального произведения. Ниже приведено несколько обозначений перемены темпа, с которыми вы можете встретиться в нотной записи:
Для замедления:
- ritenuto — сдерживая,
- ritardando — запаздывая,
- allargando — расширяя,
- rallentando — замедляя
Для ускорения:
- accelerando — ускоряя,
- animando — воодушевляя,
- stringendo — ускоряя,
- stretto — сжато, сжимая
Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения:
- a tempo — в темпе,
- tempo primo — первоначальный темп,
- tempo I — первоначальный темп,
- l’istesso tempo — тот же темп.
Напоследок скажу вам, чтобы вы не пугались такого количества информации, что на память эти обозначения можно не заучивать. Существует много справочников по этой терминологии.
Перед игрой музыкального произведения вам просто надо будет обращать внимание на обозначение темпа, и искать его перевод в справочнике. Но, конечно же, сначала надо учить произведение в очень медленном темпе, а потом уже играть его в заданном темпе, учитывая все ремарки в течение всего произведения.
Вы ошиблись, песня будет в два раза медленнее а не быстрее при темпе одна восьмая равно 60