Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:
- легато (legato)
- нонлегато (nonlegato)
- стаккато (staccato).
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты — эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») — способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо — сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто — еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
Здравствуйте, статья про артикуляцию хорошая, но меня смущает тот факт, что то, что повсеместно обозначается, как tenuto, у Вас дается как обозначение для portamento.
Меня учили, что «маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой» обозначается тенуто. В википедии то же самое.
Комментарий к этому уроку нет! Видно никто еще до него не дошел… Ну а вообще интересно, кто нибудь начал действительно играть произведения начав учиться с нуля по этим урокам…. Лично я щас пока на гаммах, стораюсь не бежать впереди поровоза, но просто интересно…
Да, действительно, tenuto лучше, мы исправим этот момент. Хотя черточкой в нотах обозначают и tenuto, и portamento, и portato.
Как же не бежите? А как Вы из Урока №3 попали в урок №13 :)? И правда интересно, кто-нибудь дошел или нет?
нет нет, завис на гаммах просто было интересно, кто смог мурку))
А как на саксофоне сыграть легато, внутри которого ноты с чертами или точками?
Скажите пожалуйста, будут ли еще уроки?
Добрый день! Не исключено:)
Горизонтальная чёрточка -это tenuto. Portamento, как и glissando-это средства выразительности на длинных нотах , вернее, широких интервалах- «сползание». Одно чаще используется в инструментальной музыке, другое-в вокальной. Иногда, упрощая, один термин заменяют другим, ибо там разновидности сползания: более чёткие, подчёркивая каждую ноту или сползание-съезд одним мазком. К tenuto это не имеет никакого отношения. Обозначается волнистой линией под углом, соединяя нужное расстояние между нотами.
А как тогда назвать штрих стаккато под лигой? Это как раз портаменто, перенос.
Мне интересно. Я закончила музыкальную школу 40 лет назад. Затем лет 30 жила без инструмента в доме. Играть могу, но только по слуху, с листа уже не прочитаю, поскольку спотыкаясь на каждом знаке штрихе и т.д. между тем моя мама была пианисткой и иногда мне хочется восстановить утраченное. Такие статьи — отличный способ для этой цели. Спасибо автору.
согласна с LEV .Именно точка под лигой- портаменто.Исполняется как короткое nonlegato.