Распевают звонко птицы,
Дождь косой в окно стучится,
Мышка в подполе шуршит,
Колокол в тиши звенит.
Шепчет тихо лист осенний,
Ручеек журчит весенний.
Утром петушок кричит,
И коровушка мычит.
Тоненько пищит цыплёнок,
Блеет жалобно ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит,
Соловей в лесу свистит.
Голосов вокруг – не счесть,
Среди них твой голос есть.
Низок он или высок,
Твой красивый голосок?
Динь-дилинь – звенит звонок.
Начинаем наш урок.
На листе, как на рояле
Клавиши нарисовали.
Видишь, клавиш очень много,
Будто длинная дорога.
Если клавишу нажать –
Станет клавиша звучать,
И услышим мы не стук –
Музыкальный будет звук.
Низким голосом реветь
Может зверь лесной – Медведь.
Мишкин голос бас зовётся,
Очень низко бас поётся.
Слева клавиши у нас
Будто мишкин голос – бас.
Рядом с Мишкой Волк живёт,
Тоже низко он поёт.
Дальше звуки чуть повыше,
В них Лисичку ты услышишь.
В нотках средних на лужайке
Скачет длинноухий зайка.
Белочки пушистой цокот
Звонкий, яркий и высокий.
Очень тонок и высок
Нежный птичий голосок.
Без труда найти мы сможем
Звук, на птичий свист похожий.
Если мы решим все вместе
Песню для друзей сыграть,
Будут звуки этой песни
В СРЕДНИХ клавишах звучать.
Будто голоса ребят
Эти клавиши звучат.
Нот на свете ровно СЕМЬ,
И они известны всем.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ –
Нотки в гости пригласи!
ДО – это ДОмик во дворе,
А это РЕпка – нотка РЕ.
Ми – бурый МИшка косолапый,
Сосёт в берлоге сладко лапу.
ФА будто у машины ФАра,
СОЛЬ – СОЛнце в синем небе встало.
А вместе ноты ФА и СОЛЬ –
Стручок по имени ФАСОЛЬ.
ЛЯ – у реки поёт Лягушка,
Ей вторят в камышах подружки.
СИ – сине-жёлтая Синица –
Красивая лесная птица.
Ноты в домике живут,
НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.
Пять ЛИНЕЕК начертили –
Дом для ноток получили.
Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –
Командир для нот отличный!
Днём и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
«Путь для музыки открыт!»
Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так:
А сейчас на нотном стане
Нарисуем нотки с вами.
Нотки, будто птички,
Сели на линеечки.
Каждой нотке есть своя
В домике скамеечка.
Дружно сели нотки в ряд,
Получился ЗВУКОРЯД.
А теперь ты нотки эти
Отыщи на инструменте.
Неужели позабыли
Мы про клавиши другие?
Ну-ка, нотки, на подмогу:
Есть свободных клавиш много.
Все местечки занимайте,
Ничего не пропускайте!
Всё, свободных клавиш нет.
Не пойму я – в чём секрет:
Те же ноты – и не те!..
Изменились в высоте!
Есть пониже и повыше.
Сам сыграй – и ты услышишь.
Вот еще один значок,
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель,
Важный и слегка суровый,
Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.
И ему, ребята, дан
Свой, отдельный нотный стан.
Чтоб играли две руки,
Мы напишем две строки.
Ключ скрипичный в верхней правит,
А басовый в нижней ставим.
Чтобы был теперь порядок,
Мы рисуем АККОЛАДУ.
Акколада – будто лук –
Свяжет строчки для двух рук.
Верхняя – для правой,
Нижняя – для левой.
Руки ставь на клавиши –
И в дорогу смело!
Знаешь счет ты до пяти?
Ну-ка, пальчики сочти!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будут пальчики играть.
Вы готовы, детвора,
Дать для пальцев номера?
Вот, смотрите, два окошка,-
Приложите к ним ладошки.
Приложите, обведите,
Счёт для пальцев подпишите.
Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.
Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.
Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.
Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.
Если несколько восьмушек
Друг за дружкою стоят,
Можем мы одной чертою
Обозначить ноток ряд.
Нужен каждой ноте счёт.
Ноты, стройтесь на расчёт!
Различи, скорее, друг,
Длинный и короткий звук.
Нотки правильно считай,
Чувство ритма развивай.
Нужно помнить вам, что РАЗ –
Это сильный счёт у нас.
В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.
Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» —
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.
Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.
Кто еще стучится в дверь?
— Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ежик
Торт спешат отведать тоже.
Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!
Чтоб не спутать польку с вальсом
Или с маршем, например,
За ключом стоит на страже
Музыкальный счет – РАЗМЕР.
Счет бывает на ЧЕТЫРЕ,
Мы его отметим так:
Между ключиком и нотой
Выставляем этот знак.
И такой бывает счет,
Будто строй солдат идет.
Называется как раз
Он ДВЕ ЧЕТВЕРТИ у нас.
Если вдруг решила нота
Черной клавишею стать,
То придется этой ноте
Знак ДИЕЗ с собою взять.
Диез – четыре черточки,
Похожих на решеточки.
Всякий это слышит –
Стала нота выше!
Чтобы сделать ноту ниже
Есть другой значок-пароль,
Называется он просто:
Понижающий БЕМОЛЬ.
Знак бемоль – как пол листочка,
Сядет он на нотной строчке.
И ты, малыш, услышишь –
Станет нотка ниже.
Караул! Кошмар, кошмар!
Вот идет значок БЕКАР.
Отнимает он все знаки –
Как бы не случилось драки!
«Ноты, быстро по местам!» —
Раздается тут и там. –
Прекращаю все движенья –
Отменяю повышенья!
Пониженья отменяю –
Всех на место отправляю!
В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут,
Нотам отдохнуть дают.
Кирпичик, червячок, крючок –
Всё это паузы – молчок!
Крючок – молчи одну восьмушку.
А червячочек – четвертушку.
Кирпичик вверх – молчи два счета,
Смотри, не сбейся ты с расчета!
Ну, а кирпичик если так ,
Молчать придется целый такт!
Если в вальсе мы закружим,
Счет ТРИ ЧЕТВЕРТИ нам нужен.
Раз-два-три, раз-два-три, —
Всё кружится, посмотри.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…