Майкл Найман — мастер минималистичного саунда


Michael Nyman Композитора-минималиста Майкла Наймана (англ. Michael Nyman) приятно слушать онлайн — ничего лишнего, строгий саунд, подчёркивающий элитарность фортепианной музыки. Успех обрушился на британца вместе с премьерами нашумевших картин Питера Гринуэя. Многие начали сравнивать творчество Наймана с работами американца Филипа Гласса — обоих за что-то полюбили рокеры и прочая «продвинутая» публика. В чём же секрет успеха Наймана?

Ранние годы Майкла Наймана — пианино и музыкальные журналы

1944 год. На свет появляется будущий музыковед, критик, пианист и дирижёр Майкл Найман. Первый этап биографии композитора приходится на 1961-1964 годы, когда он обучался в Королевской музыкальной академии, а чуть позже — в Королевском колледже. Среди наставников Майкла выделялись известный критик Терстон Дарт и убеждённый коммунист Алан Буш, страстно увлекавшийся английским барокко.

В ту пору музыка Майкла Наймана не пользовалась популярностью — наш герой колесил по Румынии, изучая местный фольклор, экспериментировал с классикой и эстрадой, расширял познания о традиционной школе Штокхаузена. Румыния — колыбель европейского фольклора. Именно там выпускник Королевского колледжа черпал своё вдохновение. В качестве обозревателя и рецензента знаменитый британец сотрудничал с тремя знаковыми изданиями:

  • «The Listener»;
  • «The Spectator»;
  • «The New Statesman».

Исследование экспериментальной музыки

С публикаций в этих изданиях началось восхождение Майкла в качестве талантливого критика. В 1974-м увидела свет книга, посвящённая Джону Кейджу и экспериментальной музыке. После окончания колледжа Найман постоянно странствовал, занимался теоретическими исследованиями и практически не давал концертов. На дворе царили «шестидесятые» — время творческих поисков и переосмысления действительности.

Именно Майкл Найман, автор саундтреков к «Пианино», впервые употребил термин «минимализм», рецензируя одно из произведений Корнелиуса Кардью. Первая половина 70-х ознаменовалась многочисленными поездками в составах рок-групп Flying Lizards и Стива Райча, а также классических оркестров Portsmouth Sinfonia и The Scratch Orchestra. Эти странствия легли в основу будущей книги известного композитора. В это же время пианист занялся аранжировкой венецианской песни. Классическое звучание обогатилось средневековыми инструментами, бас-саксофонами и басовыми барабанами.

Найман и Гринуэй — сотрудничество на стыке музыки и кино

Сейчас бесплатно скачать композицию Big My Secret или культовый альбом Man On Wire желают многие. А ведь восхождение будущего маэстро началось с судьбоносной встречи с режиссёром Питером Гринуэем.

Официально плоды их совместной работы взорвали культурное пространство в 1976-ом, хотя друзья познакомились гораздо раньше. Первая встреча произошла в 1961 году, но целых 15 лет никаких прорывов не наблюдалось. Причину этого музыкант описывает следующим образом:

«Гринуэй снимал фильмы, которым музыка была не особенно нужна».

Знаменитым минималиста сделал фильм Питера Гринуэя 1982 года под названием «Контракт рисовальщика». Впоследствии Гринуэй наладил постоянное сотрудничество с маэстро — «наймановские» ноты легли в основу саундтреков к двум десяткам картин режиссёра. Среди наиболее знаковых фильмов для отечественного зрителя можно выделить «Книгу Просперо» и «Отсчёт утопленников».

Работал Michael Nyman и с другими культовыми режиссёрами. Его музыка звучит в фильмах:

  • «Пианино»;
  • «Гаттака»;
  • «Месье Ир»;
  • «Человек с киноаппаратом»;
  • «Тереса, тело Христово».

Michael Nyman вне кинематографа — что можно послушать

Michael Nyman Мастер минимализма активно пишет концерты для струнных квартетов, аранжировки для опер и балетов, регулярно выпускает новые альбомы экспериментальной музыки. Фирменное наймановское звучание можно уловить в компьютерных играх — например, в «Enemy Zero». Маэстро сотрудничает с Дэвидом МакЭлмонтом и Дэймоном Албарном. Пишет песни, вдохновляясь поэзией Целана, Рембо, Шекспира. Периодически композитор гастролирует по странам мира со своим оркестром «Майкл Найман бэнд», музыканты которого совмещают звуки средневековых и современных инструментов.

В эпоху 80-х композитор отдаёт предпочтение монотонным главным рефренам, пронзительному струнному звучанию и басовым партиям кларнетов. Некоторые ранние работы маэстро («Jew’s Trump»), по заверениям критиков, созданы под влиянием Моцарта. Произведение «Six Celan Songs», написанное в 1990 году, выстраивается на поэзии Пола Селана. Вокальную партию исполнила Уте Лемпер.

Сложно выделить в многогранном творчестве Майкла Наймана ключевое направление. Перед нами — талантливый экспериментатор и аранжировщик, находящийся в непрерывном поиске. Ежегодно выходят новые альбомы композитора, находящие отклик в среде приверженцев не только классической музыки, но и рок-формата. В композициях маэстро звучат струнные инструменты, фортепиано и саксофон. Чтобы получить масштабное представление о творчестве минималиста, нужно не ограничиваться его саундтреками, а уделить внимание оркестровому и оперному звучанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий