Одним из символов, олицетворяющий дух Великобритании во время Второй мировой войны, была серия концертов, проходивших в Национальной галерее Лондона. В первый месяц военных действий Национальная галерея была закрыта, а картины укрыты в безопасности. Кинозалы, театры и концертные залы погрузились во тьму. Майра Хесс, на тот момент уже известная и состоявшаяся концертная пианистка, была обеспокоена этим культурным затмением в жизни лондонцев. В конце сентября 1939 года она подошла к директору Галереи Кеннету Кларку с идеей устроения классических концертов. Кларк принял ее идею и в короткий срок сумел получить одобрение правительства. Во вторник 10 октября был организован первый концерт, начавший непрерывную серию, продолжавшуюся до 10 апреля 1946 года и насчитывающую 1698 концертов.
Содержание статьи
Юлия Майра, младшая из четырех детей, родилась в Лондоне 25 февраля 1890 года. Ее дед по отцовской линии, Самуэль Гесс, прибыл в Англию из родного Эльзаса в 1847 году и основал текстильную фабрику в Ист-Энде Лондона. Здесь он женился на англичанке Элис Кэнтор. Фредерик Соломон, отец Майры, был старшим ребенком и присоединился к отцу в расширяющейся семейной фирме, а в 1884 году женился на Лиззи Джейкобс.
Характер Майры был парадоксом, симбиозом противоположностей. Она была серьезна и дисциплинирована, как отец, но унаследовала от матери отличное чувство юмора. Также по материнской линии она получила небольшие руки и ноги. Руки Майры были настолько маленькие, что ее учитель создал специальное устройство, чтобы помочь развить охват кистей. По мнению биографов, ее интерес к откровенным историям, вульгарные шуточки и курение на публике было частично реакцией на строгое воспитание, основанное на ортодоксально-иудейской практике.
В возрасте 5 лет Майра Хесс начала брать уроки игры на фортепиано и виолончели, но второй инструмент она вскоре оставила. В семь ее приняли в лондонский музыкальный колледж Тринити, там она стала самой юной его выпускницей. В 12 лет Майра получила не только сертификат об окончании, причем с почестями, но и стипендию Королевской Консерватории (Королевской Академии Музыки). Это позволило ей пройти обучение в Гилдхоллской школе музыки, где она учила теорию музыки и фортепиано у Джулии Паскаль и Орландо Моргана. Эти два композитора посвятили работы своей ученице, однако сама она была против любой попытки признать ее вундеркиндом.
Про двадцатилетнюю Майру они говорили: «Она не стала такой хорошей артисткой, какой была в десять».
Практике игры на фортепиано она обучалась у Тобиаса Маттея, одного из величайших пианистов-педагогов Великобритании. Именно благодаря работе с Маттеем Хесс состоялась как пианист. Во время обучения она встретила пианистку Айрин Шаррер, с которой они стали фактически неразлучны и сформировали впоследствии фортепианный дуэт.
Дебют Хесс состоялся в 17 лет, 14 ноября 1907 году, в заполненном зрителями Эолийском Зале, где она играла Концерт № 4 Op.58 Л. Бетховена. Выступление было замечено, и на первый взгляд стало трамплином к славе, но постепенно Майра отступила в тень именитых музыкантов того времени.
Майра всегда нервничала перед концертами, и порой поддавалась депрессии, в такой момент она сказала: «Когда я слушаю собственную игру, я ощущаю, что иду на свои похороны».
Но ее чувство юмора и здравый смысл помогали в преодолении хандры. Она всегда предпочитала играть в небольших залах, но с ростом популярности лишилась такой возможности.
Между концертами Хесс много занималась и стала очень хорошим камерным музыкантом, сопровождая выступления известных музыкантов, таких как Лотт Леманн и Нелли Мелба. Пианистка работала в других странах, и ее имя становилось известным по всей Европе. В феврале 1912 года она выступала в Голландии, где играла с Оркестром Концертгебау под управлением Виллема Менджелберга «Концерт для фортепиано с оркестром» Ор. 54 Р. Шумана. Ее приняли очень хорошо и затем неоднократно приглашали с выступлениями.
Постепенно Майра Хесс вернула себе признание в Англии. А затем отправилась в США, чтобы дать концерт в Нью-Йорке, где 24 января 1922 года стала сенсацией. Критики восхищались её выступлением, хваля пианистку за воображение и чувствительность к музыке. После успешного дебюта она дала серию сольных концертов в крупных городах Америки, а также участвовала в качестве гостя, выступая с различными оркестрами.
Известность, которую она получила в Штатах, последовала за ней обратно домой, в Европу. Она осталась верна своему наставнику Маттею, а, путешествуя по Америке, Хесс отправила много талантливых молодых пианистов в Англию обучаться у великого учителя.
В 1936 году, после возвращения в Англию, Майра Хесс была награждена Орденом Британской империи королем Георгом V. В следующие годы ее можно было встретить, совершая поездку по странам Европы. Она была самой известной исполнительницей произведений Баха, Бетховена, Моцарта и Скарлатти, а так же Шумана и Брамса. Кроме классических, ее репертуар содержал и современные произведения самых различных стилей камерной музыки.
После того, как Майра Хесс стала Командором Ордена Британской империи, в 1941-м она получила следующую степень — Дама-Командор, а также была награждена Золотой медалью Королевского Филармонического Общества.
В момент начала Второй мировой войны Хесс находилась в Америке. Она отменила оставшуюся часть тура и вернулась в Великобританию. В Лондоне Майра почувствовала огромную потребность в культурных событиях, способных укрепить дух и мораль людей. С этого чувства и начались полуденные концерты в Национальной галерее, получившие мгновенный успех.
У лондонцев не было возможности передвигаться по городу с наступлением темноты, поэтому Хесс устраивала дневные концерты. Как жест стойкости против немецких бомбардировок Майра собирала музыкантов и организовывала выступления. Большая часть произведений были немецкие и австрийские и Майра Хесс, будучи известной исполнительницей этих произведений, продолжала играть их. Она хотела показать, что можно любить искусство и музыку страны, невзирая на действия ее правительства. И это отлично сработало в рамках проекта по укреплению морального духа лондонцев.
Этот проект не только помог пережить военную депрессию и беспокойство, но и познакомил с классической музыкой массу людей, никогда прежде не слышавших ее. За время этих концертов Хесс и ее музыканты сыграли несметное количество произведений, а наибольшую популярность получила полная серия «Концертов для фортепиано с оркестром» В.А. Моцарта в исполнении Майры Хесс с Нью-лондонским Оркестром под управлением известного дирижера Алека Шермана.
После войны пианистка вернулась к своей музыкальной карьере и вновь посетила Соединенные Штаты.
В 1960-х годах Хесс заболела и не смогла вести напряженную жизнь концертирующего пианиста. Вместо этого она начала преподавать, так как не желала бросать мир музыки. Умерла 25 ноября 1965 года в Лондоне.
В истории она останется не только как известный пианист, но и как человек-символ британского духа, который не будет отступать перед лицом бедствия.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…