Из теории музыки вы знаете, какими бывают интервалы – малыми, большими, чистыми, увеличенными или уменьшенными. Давайте немного упорядочим знания и приведем их в порядок, потому что интервалы, как правило, вызывают больше всего трудностей. На этом уроке не буду затрагивать увеличенные и уменьшенные интервалы, потому что это очень обширная и сложная тема, требующая отдельной статьи.
Содержание статьи
Примы и октавы
Самые простые в построении – примы и октавы. Это совершенные консонансы, когда они чистые. Вот так выглядят чистые октавы в нотах:
А вот так – чистые примы:
То есть октавы и примы – это одна и та же нота обязательно с одинаковым знаком.
Кварты и квинты
Эти интервалы тоже бывают чистыми, увеличенными или уменьшенными. Про чистую кварту я очень подробно рассказывала на том уроке – как ее играть, как она звучит, как записывать. А вот квинты быстренько объясню сейчас. Принцип ее построения такой же, как и кварт – если нижняя нота бекар, то и верхняя – тоже бекар. То же с бемолем или диезом. Знаки должны быть одинаковые на обеих нотах. Исключением являются квинты между нотами СИ и ФА. Именно квинты от СИ будут черно-белыми.
Терции и сексты
Эти интервалы бывают большими и малыми. Точнее, увеличить или уменьшить их, конечно, можно, но на практике увеличенная терция или уменьшенная секста встречается крайне редко, а потому оставим их музыкантам-профессионалам.
Что за диковинка — Пикардийская терция?
Про терции я подробно рассказывала в уроке про трезвучия – как строить, как играть, как отличать. Но кое-что я не упомянула. Дело в том, что существует такое понятие как «Пикардийская терция». Но это вовсе не название какого-то диковинного интервала.
Пикардийская терция – это художественный прием, который часто использовался композиторами для воплощения творческих замыслов. Суть его заключается в том, что пьесу, написанную в миноре, следует закончить одноименным мажором.
Возможно, вы не обращали внимания, но у Баха очень много произведений, написанных в миноре, но в самом финальном аккорде звучит жизнеутверждающий и позитивный мажор. Все дело в терции, которую заменяют на большую.
Ну, а вот небольшая импровизация, где наглядно показана замена минорного трезвучия на мажорное. Конечно, не Бах, и даже не Орландо Лассо, но вполне дает понятие, что такое пикардийская терция.
Немного о секстах
Секста – довольно благородный интервал. Существуют малая и большая секста, и их проще отличить на слух.
С большой сексты начинается известная песенка «В лесу родилась елочка», а малая секста (правда, в обратном направлении, сверху вниз) – «Песня о далекой Родине» из Штирлица. Вся песня построена на нисходящем движении секст, преимущественно малых. В нотах это очарование выглядит так:
Поиграйте, послушайте, почувствуйте разницу.
Секунды и септимы
Это диссонансы, но, тем не менее, их звучание порой бывает очень красивым и приятным. Как и терции с секстами, секунды и септимы бывают большими и малыми.
Малые секунды на слух – как зубная боль, очень резкий и неприятный интервал. В произведениях его гармоническое звучание используют, когда надо изобразить какого-то злодея. Тот же эффект у большой септимы. А вот малые секунды и септимы более приятные по звучанию. Они очень часто входят в состав аккордов при подборе аккомпанемента.
Ну а в видео версии я наглядно покажу все то, о чем вы прочитали!