Французской музыке более четырехсот лет, американской — едва более 150, следовательно, — несправедливо было бы требовать от американцев многого за столь короткий срок. Однако к 20 веку Америка достигла успехов в гораздо большей степени, чем об этом знали и думали в Епропе того времени.
Здесь уместно назвать имя Джона Ноулса Пейна, о котором можно сказать, что он не только Нестор американских композиторов того времени, но и вообще был первым в Америке, овладевшим большими художественными формами и внесшим туда действительно нечто оригинальное.
Биография Джона Пейна
Он родился 9 января 1839 года в Портленде (штат Мэн). Пейн вырос в музыкальной семье. Его дед был мастером по изготовлению инструментов, который сделал первый в штате Мэн трубный орган. Его отец и дядя были учителями музыки. Один дядя был органистом, а другой — композитором.
Свое музыкальное образование Пейн получил в Германии. Это была характерно для большинства американских композиторов начала 19 века.
В 19 лет Пейн приехал в Берлин, где изучал орган у Карла Августа Хаупта, теорию композиции и основы оркестровки у Фридриха Вильгельма Випрехта и пение у Тешнера. Он пробыл там три года, в это время выступая в различных немецких городах в качестве виртуоза на органе.
После возвращения в США он поселился в 1861 году в Бостоне, где был назначен органистом Гарвардского университета. Там он предложил проводить бесплатные курсы по теории музыки, которые в дальнейшем стали основой учебного плана нового для Соединенных Штатов музыкального отделения при университете.
В 1962 году его сделали первым в Америке профессором музыки Гарвардского университета. А в 1875 году там открылась профессорская кафедра, — первая этого рода в какой-либо американской высшей школе. Поначалу Пейн должен был довольствоваться дюжиной учащихся, со временем их количество выросло до двухсот. Среди его учеников мы можем встретить ныне известных композиторов, учителей и музыкальных критиков: Томсон, Конверс, Аткинсон, Гилль, Джонс, Гарднери и др.
Пейн оставался членом профессорской кафедры Гарварда до 1905 года и покинул ее в связи с ухудшением здоровья и желанием больше времени уделять композиторской деятельности. Он умер в Кембридже, штат Массачусетс, 25 апреля 1906 года.
Джон Пейн – американский композитор
Пейн вовсе не принадлежит к числу таких композиторов, которые думают, что они столько-то и столько-то страниц должны написать каждый день. В его ранних работах, как и следовало ожидать, господствует немецкое влияние, слышатся Бах, Мендельсон и другие, в его первом более крупном произведении — Гендель.
Это произведение — «Святой Петр» — исполнялось в 1874 году знаменитым «Обществом Генделя и Гайдна» в Бостоне, и свидетельствовало, что Пейн уже тогда обладал мастерской техникой. Произведение это не удержалось в репертуаре, но имеет свою историческую ценность не только как первая, но также как лучшая американская оратория. К оратории «Святой Петр» примыкают несколько кантат, между которыми «Рождение Христа», с мощным заключительным хором, считается одним из лучших произведений Пейна.
Большое значение имеет музыка к «Эдипу» Софокла, написанная по случаю исполнения этой трагедии в оригинале в 1891 году гарвардскими студентами. Композитор не задавался целью попытаться написать имитацию греческой музыки, о которой мы почти ничего не знаем, — но он хотел написать такую музыку, которая с одной стороны подходила бы к трагедии, а с другой производила бы на слушателей такое же впечатление, как затерянная оригинальная музыка греков. Конечно, ни один человек не может сказать, удалось ли это ему, но несомненно одно — музыка произвела глубокое впечатление. В первом году она была повторена вместе с трагедией множество раз.
Пейн уделял мало внимания песне, играющей почти у всех других американских композиторов важную роль. Зато почти 10 лет он писал оперу на им самим сочиненный текст. Она называлась «Azara» и была издана Брейткопфом и Гертелем с немецкими и английскими текстами. Появление американской оперы в то время было явлением странным, т.к. публика Америки была равнодушна к новинкам оперного искусства.
Несмотря на усилия, потраченные на оперу, «центр тяжести» Джона Пейна лежит, бесспорно, в инструментальной, особенно оркестровой области. Особого внимания заслуживает его «Альбом фортепианных пьес», содержащий различные характерные пьесы с поэтическими названиями a la Шуман.
Из его симфоний при жизни композитора была напечатала только вторая. Симфония №2 «Весна» имеет 5 частей: «Прощание зимы», «Пробуждение природы», «Майская ночь», «Романтическая история», «Великолепие природы». С чисто музыкальной точки зрения эта симфония — мастерское произведение, несомненно лучшее, что дала Америка в 19 веке в этой области. Она с успехом исполнялась не только в Соединенных Штатах, но также и в Берлине, Гамбурге, Лейпциге и Вене.
Еще значительнее и ценнее две его симфонические поэмы – «Буря» и фантазия «Острова». В них Пейн отказывается от консервативного взгляда на музыку, пробуя смелые и современные принципы в области гармонии и оркестровки.
В 1889 году Пейн одним из первых сделал музыкальную запись на восковой цилиндр с Тео Вангеманном, который экспериментировал с записыванием звука на недавно изобретенном фонографе.
Возрождение наследия Пейна
Работа Пейна не исчезла из поля зрения. В начале 1970-х годов, Месса D moll была записана дирижером Гюнтером Шуллером, который в 1994 году пригласил хор Гарвардского университета исполнить её на фестивале в Германии. Произведения Пейна продолжают звучать благодаря стараниям его преемника Мюррея Форбеса Сомервилла (Murray Forbes Somerville) во время воскресных служб в церкви.
Наследие Пейна и сейчас живо в Гарварде. После его смерти в 1906 году его вдова, Мэри Элизабет Пейн, назначила специальную стипендию имени Пейна, которую ежегодно получают студенты и аспиранты, продемонстрировавшие «Заслуженный талант и оригинальность в музыкальной композиции и теории музыки».