Энгармонический рояль князя В.Ф. Одоевского


Энгармонический рояль Князь Владимир Федорович Одоевский – выдающийся представитель русской культуры середины XIX века. Музыкальный критик и основоположник научного музыкознания в России, пианист и органист, композитор и собиратель русских народных песен, он был также писателем, философом, археологом, увлекался математикой, химией, акустикой и многим другим. Столь уникальная многогранность его ума и способностей поражала современников. Сам же Одоевский говорил: «На меня нападают за мой энциклопедизм. Но мне не приходилось еще ни разу сожалеть о каком-либо приобретенном познании». Он признавал, что в своем стремлении к энциклопедизму следовал примеру великого Михаила Ломоносова.

История появления энгармонического рояля

Владимир Федорович Одоевский В конце 1840-х годов Владимир Федорович заказал для себя у одного из лучших органостроителей того времени – Георга Метцеля – кабинетный орган. Этот орган получил даже особое имя «Себастьянон» – в честь великого Баха, музыку которого Одоевский ценил необычайно высоко.

Инструмент отличался тонкостью нюансировки: на нем возможно было сыграть crescendo и diminuendo путем более или менее сильного нажатия на клавишу. Орган был довольно большой: около 2,5 метров в высоту, имел два мануала (по пять октав каждый), а также педальную клавиатуру.

В 1864 году Одоевский специально заказал новый инструмент. Это был так называемый энгармонический рояль («…или, как называл его автор, “энгармонический клавесин”»).

Особенность инструмента состояла в том, что в октаве, вместо привычных двенадцати, было девятнадцать клавиш.

То есть все черные клавиши оказались поделены на две, а также добавлено по клавише между «си» и «до» и между «ми» и «фа». По мысли Одоевского, подобная конструкция и, соответственно, расширенные возможности темперации должны были помочь в воспроизведении русских народных песен с их непростым строем. Сконструирован рояль был на фабрике А. Кампе по чертежам самого Одоевского.

Энгармонический клавесин

Сохранилась даже расписка (на немецком языке) в получении 300 рублей серебром за изготовление энгармонического рояля для Владимира Федоровича Одоевского от 11 февраля 1864 года.

В музее им. М.И. Глинки сохранены пьесы, написанные специально для этого инструмента:

  • Engarmonisch (Ф73 № 95),
  • Пьеса для скрипки и энгармонического фортепиано (Ф73 № 134/б),
  • Запрещенные квинты (Ф73 № 117) и другие.

В музее М.И. Глинки Энгармонический рояль стоял в кабинете Одоевского в его доме на Смоленском бульваре. Он не был так популярен, как его «предшественник» — орган «Себастьянон», поскольку на нем было очень сложно играть. Расстояния между клавишами столь узки, а дополнительные «си#» и «ми#» так длинны, что вероятность неверных нот была весьма велика. К тому же для неискушенного музыканта непривычной была и настройка инструмента.

В 1869 году, после смерти Одоевского, его жена Ольга Степановна Одоевская передала музыкально-литературную и нотную библиотеку, музыкально-теоретические, исследовательские работы, письма и другое наследие мужа, а также принадлежавшие ему музыкальные и акустические инструменты, в числе которых был энгармонический рояль, в дар Московской консерватории.

Более 40 лет архив Одоевского пылился где-то в уголке, никем не разобранный, никому не нужный, и лишь с открытием в 1912 году при Московской консерватории Музея им. Н. Рубинштейна рукописи и рояль передали туда. В 1943 году этот скромный музей-хранилище получил статус Центрального музея музыкальной культуры. А энгармонический рояль князя В.Ф. Одоевского стал одним из его примечательных экспонатов.

Рояль Одоевского как экспонат музея им. Глинки

Так что же это за инструмент?

Небольшой по размерам (1500 мм х 970 мм х 900 мм), с диапазоном клавиатуры от «до» большой октавы до «фа» третьей. В октаве реально оказывается не 12, а 19 клавиш, расположенных в 3 ряда. Клавиатура рояля При этом белые клавиши нижнего ряда соответствуют белым клавишам обычного фортепиано (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), между ними по образцу черных клавиш обычного фортепиано помещены не пять, а семь клавиш (две дополнительные клавиши светло-коричневого цвета предназначены для нот ми-диез и си-диез).

Но если эти две дополнительные клавиши целостные, то оставшиеся пять разделены на два ряда: ближний к исполнителю образуют клавиши, соответствующие нотам ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль, а расположенный над ними дальний от исполнителя ряд (выкрашенный в коричневый цвет) – клавиши, соответствующие нотам до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез.

Особо интересна настройка инструмента. Гамма не была темперирована равными четвертитонами, а имела совершенно особое устройство, суть которого можно понять, обратившись к теоретической работе Одоевского «Музыкальная грамота, или основание музыки для немузыкантов», написанной в 1868 году. Энгармонический рояль Одоевского

Путем «гласового отдания» (акустические обертоны струны «до») он находит диатоническую гамму (где, однако, полутоны «си» – «до» и «ми» – «фа» меньше обычного полутона; хроматическая гамма находилась путем продолжения чистых квинт от «до» вверх – диезы, от «до» вниз – бемоли: это, собственно говоря, составляет Пифагорову темперацию, в которой все бемоли низкие, а все диезы высокие, что в итоге приводит к слишком широким мажорным (т.н. пифагоровым) терциям.

Энгармонический рояль князя В.Ф. Одоевского Возможно, что в дальнейшем при настройке Одоевский от этого отказался, хотя предложенная им система вполне соответствует церковным ладам (модусам). Но поскольку инструмент был назначен и для акустических опытов, то возможны были и другие способы темперирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Александр

    У меня такой же Рояль , А.Kampe . Долгое время стоит без дела на веранде , белые клавиши покрыты натуральной костью , имеются на них следы выработки от пальцев , Рояль тем не менее строит , но клавиатура по моему как на современных инструментах ..

Добавить комментарий