Рубрики: Пианисты

Венгерско-американский классический пианист Эдвард Килений младший

Эдвард Килений младший

Эдвард Килений младший, родившийся 7 мая 1910 года, был венгерско-американским классическим пианистом и педагогом, учеником, другом, а позже коллегой Эрнста фон Донаньи (1877-1960) — венгерского композитора и пианиста. Оба мужчины считаются одними из самых влиятельных музыкантов 20 века.

Родившись в Филадельфии, Килений обучался в Королевской Академии им. Листа в Будапеште. Начиная с 1930-х, Эдвард выступал с десятками ведущих оркестров Европы и Америки. Выступления, прервавшиеся только на время службы в армии США во время Второй мировой войны, охватили шесть десятилетий и перекрыли обширный диапазон музыкальных стилей. Он записал более 100 работ, некоторые из которых переизданы на компакт-дисках.

Счастливое детство Эдварда Киления

Килений был сыном Эдварда Киления-старшего (1884–1968) — скрипача, учителя и композитора. Время от времени Килений-старший работал композитором, аранжировщиком и музыкальным руководителем в кино-индустрии, в первые годы звуковых фильмов. Он также обучал гармонии Джорджа Гершвина.

Эдвард младший в возрасте трех лет мог наиграть на фортепиано мелодии квинтета своего отца.

«Его отец дал ему полное музыкальное образование, но не лишил радостей обычного детства, исключив преждевременную эксплуатацию в качестве вундеркинда» — написано на одной из обложек записей Киления.

Э. Килений со своим учителем — Эрнстом фон Донаньи

В 11 лет молодой пианист играл для Эрнста фон Донаньи, когда тот посетил Нью-Йорк. Маэстро предложил взять музыкальное образование мальчика в свои руки.

Таким образом, Эдвард Килений отправился на родину своего отца, в Венгрию, обучаться в Академии Ференца Листа.

Спустя несколько лет он уже давал совместные концерты со своим учителем. В 1928 году Донаньи взял молодого протеже в тур, посвященный столетию Шуберта.

Начало гастролей в качестве пианиста

После окончания Академии Эдвард Килений начал гастролировать по Европе

После окончания Академии Эдвард Килений начал гастролировать по Европе.

Томас Бичем пригласил, по его словам, «истинного преемника великих романтиков, художника в манере Листа и Рубинштейна» в Англию, с целью представить пианиста всей стране.

Этот тур с Лондонским Филармоническим оркестром прошел в 1935 году. Успех в Лондоне повлек приглашения от лучших оркестров Франции, Германии и Америки, а также Будапештской филармонии. На следующий год во время выступления на французско-венгерском фестивале имени Листа игру Киления услышал Ян Падеревский и был впечатлен молодым пианистом.

Один из критиков так комментировал игру Эдварда: «… в настоящее время он склонен увлекаться порывистостью, приближаясь к кульминационному моменту …, но эта ошибка естественна для молодежи».

Европейское признание мастерства пианиста стало поводом для приглашения от французкой студии звукозаписи «Pathe» и последующего издания работ Листа в исполнении Эдварда. Запись «Todtentanz» Ф. Листа получила в 1939 году престижную французскую премию «Grand Prix du Disque».

В октябре 1940 года состоялся сольный дебют Киления в Ратуше Нью-Йорка. Затем последовал ряд концертов в США, в том числе выступление пианиста с оркестром в Карнеги-Холл.

Дирижер Юджин Ормэнд поделился своим впечатлением от работы с Эдвардом: «Нелегко пробудить во мне энтузиазм, но он сделал это спустя минуту как коснулся клавиш».

Влияние Второй мировой войны на жизнь Э. Киления

Карьера, набиравшая обороты, была прервана с входом Америки во Вторую мировую войну. Килений поступает на службу в американскую армию и служит четыре года в качестве офицера социального обеспечения. В 1945 году его отправляют в Германию, назначив офицером Музыкального Контроля в Баварии. Его задачей было восстановление культурной жизни в регионе.

Э. Килений сделал ряд записей для лейбла «Remington» в 50-х годах

Ряду известных дирижеров было запрещено выступать по политическим причинам. Когда встал вопрос поиска нового дирижера для оркестра Баварской государственной оперы в Мюнхене, Эдвард Килений, пользуясь служебным положением, смог снять подозрения с Георга Шолти, который также был учеником Донаньи. Это вмешательство стало основой последующей карьеры Шолти.

В годы пребывания в Германии Эдвард лучше узнал немецкий образ жизни и установил контакты с артистами и оркестрами. Это способствовало ряду записей для лейбла «Remington» в 50-х годах, когда он вернулся к карьере пианиста.

Своим служебным положением Килений воспользовался и для поисков учителя, покинувшего Будапешт. Потребовалось три месяца, чтобы обнаружить Эрнста фон Донаньи в австрийской деревушке Нойкирхен. Ученик помог своему наставнику получить место преподавателя в Университете штата Флорида. Четыре года спустя Килений присоединился к учителю в качестве профессора фортепиано и преподавал почти тридцать лет, до 1982 года.

Преподавательская деятельность Эдварда Киления

В преподавании, говоря об изучении произведений и их интерпретации, Эдвард Килений обращал внимание на необходимость знания о самом композиторе и его эпохе.

«К Шуману нужно подходить в мире, в котором он жил; необходимо реконструировать и пронести его жизнь через музыку. Только тогда студент может предложить соответствующую интерпретацию работы композитора. Чтобы достичь этого, он должен жить с Шуманом! Он должен понять, что Шуман был интеллектуалом, что его музыка была не просто «романтична»; но также то, что она была создана во время расцвета романтической литературы в Германии того времени. Если студент прочтет, что Шуман был под влиянием Жан-Поля Рихтера и Эрнста Теодора Гофмана, он должен быть вдохновлен (энтузиазмом, а также желанием самосовершенствования) найти работы этих писателей и открыть для себя, что они хотели сказать. Невозможно играть «Kreisleriana», например, не погружаясь самому в дух безумного капельмейстера Гофмана, Иоганнеса Крейслера. К каждому композитору нужно подходить не как к самостоятельному явлению, но как к отражению жизни, течений, вкусов, даже причуд эпохи, которая воспитала его». — Эдвард Килений.

Эдвард Килений был профессором фортепиано в Университете штата Флорида почти тридцать лет до 1982 года

Послевоенная жизнь Эдварда Киления была посвящена преподаванию и концертной деятельности. Репертуар был настолько обширен, что однажды пианист обратился к зрителям, чтобы те помогли ему выбрать для исполнения 4 из 32 сонат Бетховена. Также он исполнял множество произведений Шопена, Дебюсси, Бартока, Шумана, Брамса и Листа.

В 1986 году венгерское правительство наградило Киления медалью 100-летия Листа, а в 1990 году присвоило звание «Флоридского посла Искусств».

6 января 2000 года Эдвард Килений умер в возрасте 89 лет в Таллахасси.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад