Дмитрий Борисович Кабалевский – необычный детский композитор, его уникальность заключается в удивительной судьбе (хронологически очерченной первыми потрясениями в Российской Империи в 1905 году и началом перестройки 1987 года), а также той связи, которая возникла между Кабалевским и советским государством.
Сын дворянина Дмитрий даже не был записан в дворянские книги, прекрасный музыкант и композитор – он начал серьезно заниматься музыкой в 15 лет, когда, как считалось, было уже совершенно поздно на что-то рассчитывать. Будучи композитором, придерживающимся стилистики и мелодики XIX века в своих произведениях, он избежал советской критики и обвинений в формализме.
Если Прокофьев, друг Кабалевского, может быть признан величайшим композитором XX столетия, то Дмитрий Борисович имеет полное право называться значительнейшим композитором именно советского периода, почерпнувшим от своего времени все самое светлое и важное.
Помимо высокого и неоспоренного звания одного из самых значительных композиторов советской эпохи, Кабалевский был также литературным редактором, общественным деятелем, но главное – педагогом. Благодаря трудам Кабалевского в СССР была проведена реформа музыкального образования, он много внимания уделял эстетическому воспитанию молодежи, создал большое количество рекомендаций и методических материалов по данному вопросу.
Переживший тяжелейшие годы становления молодого советского государства, не теряя целеустремленности и оптимизма, Дмитрий Борисович стремился сделать так, чтобы молодежь страны и в более благополучные времена не теряла этих важных качеств, стремилась к прекрасному, воспитывалась в рамках правильных ценностей.
Сын дворянина, внук генерала
Дмитрий Борисович Кабалевский родился в 1904 году, 17 декабря по старому стилю или 30-го по новому. Отец будущего знаменитого композитора был математиком, впоследствии стал одним из основателей советской системы страхования, мать Дмитрия была домохозяйкой и всегда служила своим детям опорой и поддержкой, даже в самые тяжелые времена.
Дед Дмитрия Борисовича был военным инженером, организатором завода по производству пуль в Луганске, он ушел в отставку в чине генерала, получив за выдающиеся заслуги личное дворянство.
К своему дворянскому происхождению и Кабалевский, и его отец относились скептически, по воспоминаниям самого композитора, родитель всегда старался внушить своим детям уважение и теплое отношение к людям вне зависимости от чина, профессии или сословия.
Благодаря мнению отца о том, что на дворянском происхождении «мир колом не сошелся», Кабалевский не получил «сословного» образования – он обучался сначала в училище, где преподавали детям непривилегированных сословий, а затем поступил в гимназию, куда набирали также по заслугам, а не по статусу.
«Он требовал, чтоб мы с сестрой называли прислугу в доме «на Вы» и обязательно здоровались со швейцаром или с дворниками первыми. «Хороший швейцар лучше плохого министра», – помню его слова. Я вспоминаю об этом потому, что здесь следует искать основу того мировоззрения, которое так хорошо подготовило меня к жизни, сделало меня, родившегося «дворянским сынком», настоящим советским человеком, большевиком, не знавшим никогда никаких идейно-политических колебаний», – писал Кабалевский о своем отце.
Кабалевский много учился, увлекался самыми разными вещами – от выжигания по дереву до поделок из терракота. Первой учительницей музыки будущего композитора была сестра его матери, и обучение это закончилось плачевно, на долгие годы отбив у Дмитрия желание заниматься музыкой и сочинительством, почти утвердив от природы талантливого музыканта на стезе математика и государственного служащего.
Все вехи ученических и студенческих лет Кабалевского связаны с потрясениями и яркими событиями, возможно, и сделавшими его столь выдающимся «певцом молодости».
- С семи лет Кабалевский обучался в Городском начальном училище – обучение происходило среди «простых детей бедных родителей». Но при этом будущий композитор, как утверждает он сам, сумел получить там хорошее начальное образование, ставшее сильным подспорьем при поступлении в гимназию. «В училище я получил великолепную подготовку к гимназии и, что, быть может, было не менее важным, три года пробыл в среде простых мальчиков. Я никогда не вспоминал о своем привилегированном происхождении и рос в хороших, нормальных условиях», – пишет Дмитрий Борисович о годах в училище.
- Отучившись в училище, Кабалевский поступил в гимназию. На экзаменах абитуриент справился со всеми предметами на «5». Со всеми, кроме «закона божьего», который он «почти провалил». Но все же талантливый ученик был принят и много работал, чтобы соответствовать высоким требованиям элитного учебного заведения. Вместе с обучением в гимназии в жизнь Кабалевского пришла война, а затем и революция. Это были нелегкие годы, когда «первые впечатления о новой, неизвестной и какой-то очень серьезной жизни» (как пишет сам композитор) пришли в жизнь юного Дмитрия.
- После революции был переезд в Москву, голод, холод, занятия в школе №35, где Кабалевский впервые вовлекся в общественную деятельность – сначала возглавил школьную продовольственную комиссию, затем в составе «Семерки» (своеобразного органа школьного самоуправления) Дмитрий Борисович фактически управлял наравне с директором и учителями всеми школьными вопросами.
Училище, гимназия, школа, тихая дореволюционная жизнь, бурная пора перемен 1917 года, голодные послевоенные годы – все это стало для будущего композитора отличной «школой жизни», он научился преодолевать трудности и сохранять оптимизм, поддерживать других людей, понял, какое значение имеет надежда. Все это нашло отражение в творчестве композитора.
По пути с музыкой
Вновь осваивать фортепьяно Дмитрий Сергеевич начал в 1919 году параллельно занятиям в общеобразовательной школе, работе и борьбе с голодом.
Он поступил в 3-ю Государственную музыкальную школу на Арбатской площади, был принят в класс к ее директору В.А. Селиванову, «испугавшись» внешности одной из знаменитых сестер Гнесиных.
По завершении обучения у Селиванова в школе, который, как утверждает сам композитор, вечно его подгонял, Кабалевский был принят в музыкальный техникум, продолжая при этом относиться к музыке, как к занятию дополнительному. «О сочинении музыки я все еще не думал и не пытался наверстать упущенные годы», – писал сам композитор.
Окончив школу, Кабалевский попытался поступить в институт и освоить профессию, далекую от музыки, также он изучал живопись и продолжал учиться в музыкальном техникуме.
Но постепенно будущий композитор понял, что совмещать не выйдет. Он бросил сначала студию, затем институт, и в его жизни остался только Первый Музыкальный Техникум.
«Постепенно я стал чувствовать, что весь смысл моего существования – в музыке и, главное, что музыка может и должна стать моей профессией».
А потом, с 1922 по 1925 год, были занятия сочинительством и, по настоянию Селиванова, создание для единственного ученика класса композиции в техникуме – много труда, тяжелая работа, первые успехи.
Затем – Московская Консерватория, которую Кабалевский окончил с большим успехом, и сочинение музыки длинною в жизнь, музыки для детей и взрослых, музыки, которая звучала для молодого советского народа, с которым Дмитрий пережил все радости и невзгоды.
Советская детская музыка
Среди детских произведений Кабалевского отдельное значение имеют песни – созданные на пионерские мотивы, они, как и песни С.С. Прокофьева, вобрали в себя звонкие голоса молодежи СССР, свет костра и яркость пионерского галстука.
В своих работах («Про вожатую», «Наш край», «Четверка дружная ребят», «Пионерское звено», «Школьные годы») Кабалевский пишет о дружбе, о взаимопомощи, о школе, о доброте, о пионерских лагерях.
Песни Кабалевского – это эпоха, когда пионеры с нетерпением ждали поездки в лагерь, жили в новых корпусах, создавали свои традиции, ходили в походы. Не только песни Дмитрия Борисовича, но также его кантаты, оперы, оперетты, фортепьянные пьесы, симфонии, все сделанное им для детей и молодежи отличается «голосом своей эпохи».
Они громогласные, радостные, даже бравурные, полные света, стремления в будущее, ощущения праздника и торжества новой жизни, доброго начала, позволяющего преодолеть все невзгоды и с факелом чистой надежды вступить в дивный новый мир, что скрывается за горизонтом.
Работа Кабалевского имеет огромное педагогическое значение – будучи профессором московской консерватории и редактором многих музыкальных изданий, он создал огромное количество работ, раскрывающих методы эстетического воспитания молодежи, обучения музыке, развития у детей слуха и чувства прекрасного.
Многие его произведения до сих пор используются в музыкальной педагогике, хоть и не так широко, как раньше. Он стал одним из основателей знаменитого музыкального конкурса Чайковского, создав, в том числе, мелодии, обязательные для исполнения конкурсантами.
Среди работ Кабалевского есть оперы, балет, оперетта, произведения для симфонического оркестра и хора, огромное количество произведений для фортепьяно.
Он писал множество серьезных, вдумчивых и глубоких работ, был автором музыки большого количества кинофильмов, Кабалевский «отметился» почти во всех аспектах советской музыки, но в первую очередь он стал известен как великолепный композитор для детей и молодежи.
Музыка Дмитрия Борисовича – яркая, живая, динамичная, будто пламя пионерского костра, стала вехой для нескольких поколений жителей СССР. Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая важное в классике с вечным и злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей.