Дьердь Циффра – человек удивительной судьбы. Виртуозный пианист, который начинал с игры в цирках и заплеванных кабаках.
Солдат, который один выжил из своего батальона. Политический заключенный, который никогда не был близок к политике. Нищий мальчишка, бедствовавший во взрослом возрасте, а ближе к старости только своим трудом сумевший стать одним из богатейших музыкантов в мире.
Сын, потерявший отца, отец, потерявший сына, и педагог, сумевший воспитать сотни талантливых музыкантов, ставших ему почти родными. Наконец, человек, прошедший через множество страданий, но сохранивший силы, чтобы исполнять музыку, наполнявшую человеческие сердца радостью и удивительно светлой энергией.
Содержание статьи
Голод, холод и нищета
Дьердь Циффра родился в семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой, его отец играл на литаврах в ресторанах и кафе Парижа в начале XX века, но это не помогло ему спастись от тюрьмы, куда власти Франции посадили «гражданина враждебного государства» с началом Первой мировой войны.
Мать и сестер Циффра депортировали в Венгрию почти голыми, с пятью килограммами багажа. Семья смогла найти в себе силы жить, превозмочь голод, нищету, лишения и воссоединиться после кровавого завершения первой Великой войны.
Дьердь не видел ужасов всеевропейской братоубийственной бойни, он родился осенью (5 ноября) 1921 года, однако от ужасов личных его это не уберегло.
Маленький Дьердь видел, как его родные фактически умирают от голода и пытаются хоть как-то заработать на пропитание, выживая в небольшом городке в окрестностях Будапешта. Он и сам познал голод и нищету в полной мере, это подстегнуло способности вундеркинда – Циффра с пяти лет начал играть по ресторанам, кабакам и цирковым представлениям, зарабатывая деньги для семьи.
Только задумайтесь – мальчик пяти лет, еле дотягивающийся до клавиш и педалей старенького, расстроенного пианино, играет залихватские мелодии среди дыма, чада, запаха алкоголя и пьяных лиц. Он делал все необходимое, чтобы выжить.
Но вот что странно: позже, когда Циффра стал всемирно известным виртуозом, критики насмехались над ним из-за этой игры по циркам и кабакам, в Европе музыкальные критики редко происходили из семей с низким достатком.
Как и Игнацы Падеревский, Дьердь Циффра сам создал себя как музыканта – мальчика никто не учил игре, он просто смотрел за уроками, которые давали его сестре, а потом повторял за ней. Это умение очень помогло ребенку, игравшему в барах и цирках – он мог на слух подбирать любую мелодию, напетую пьяными клиентами и достаточно свободно импровизировать на потеху толпе.
Взлеты и падения
Многими годами позже критики будут насмехаться над пианистом, который в детстве играл по кабакам и не получил никакого начального музыкального образования кроме «уличного».
Вряд ли это так уж задевало Дьердя Циффру – ведь уже в девять лет, когда многие дети того времени только шли в школу и все еще играли с куклами, маленький виртуоз поступил в академию Ференца Листа, все там же в Венгрии. Стоит ли упоминать, что он стал самым юным студентом этого высшего музыкального заведения, куда обычно шли в возрасте от 14 до 17 лет.
Как и в случае с многими виртуозами, вроде Игнацы Падеревского и Бенно Моисеевича, которых «пригрел» Теодор Лешетицкий, или Святослава Рихтера, воспитанного Нейгаузом, для Дьердя тоже нашелся гениальный преподаватель, сумевший раскрыть весь его потенциал.
Циффру обучал Эрнест фон Донаньи, считавшийся в те времена чуть ли не лучшим преподавателем музыки в Европе, или, по крайней мере, лучшим в Венгрии. Также Циффра брал уроки у известного пианиста Дьердя Ференци, а для оплаты обучения играл в ночных клубах.
Пожалуй, Циффра один из немногих виртуозов XX века, который мог похвастаться не только знанием классики, но и великолепным исполнением джазовых композиций.
Молодой виртуоз был готов прикоснуться к славе, начав концертную деятельность, что сулило известность и большие гонорары, способные прервать его полуголодное существование (его отец и сестра к тому времени уже умерли от голода), но тут в планы пианиста вмешалась война.
Фактически взяв в заложники молодую жену Дьердя Зулейку и их малолетнего сына, венгерские власти отправили Циффру сражаться.
Поначалу молодой виртуоз бился в составе пехотного подразделения, позже – был переведен в танкисты. Воспользовавшись счастливым случаем, музыкант дезертировал, не желая проливать кровь за чужие ценности. И так, благодаря судьбе, или даже музыке, избравшей виртуоза из тысяч других, Циффра выжил – единственный из всего своего батальона.
Тюрьма и мировая слава
По завершении войны, когда нацистов в Венгрии сменили коммунисты, Циффра попытался вернуться к карьере пианиста. Но в дело вновь вмешался случай: совсем недавно защитив его от пуль и снарядов, судьба, как казалось, сохранила музыканту жизнь, только чтобы бросить, как отца, в тюремные застенки.
Мотивы, по которым арестовали музыканта, принято называть политическими, так это или нет – судить сейчас уже сложно. Но вот отрицать тот факт, что тюремщики пытали пианиста не из-за политики, а по собственной злобе, сложно.
Тюрьма навсегда могла прекратить жизненный путь Циффры как музыканта, полновластные хозяева застенков, тюремщики, зная, что Дьердь — пианист, из-за каких-то собственных зверских побуждений превратили жизнь заключенного в ад. Циффру били по рукам, нагружали работой, максимально опасной для пальцев и кистей, хозяева тюрьмы будто пытались сделать все, чтобы «цыган» больше никогда не притронулся к клавишам фортепьяно.
И вновь, вопреки всему, Дьердь Циффра выжил, посаженный в тюрьму в 1950 году, он вышел в 1953 году и на протяжении шести месяцев, превозмогая боль, он заставлял неслушавшиеся руки снова учиться играть музыку.
В 1956 году Циффра с семьей бежал в Вену. Страдания и унижения на долгие годы закончились для него — в том же году музыкант дал свой первый концерт и стал звездой мирового масштаба. К Циффре пришли слава и известность, его семья перестала нуждаться, «цыгана» перестали принижать, его приняли концертные залы Вены, Парижа, Лондона.
Пришли деньги, вместе с ними пришло благополучие. Ближе к концу жизни виртуоза приютила Франция, где когда-то так сурово обошлись с его отцом.
Дьердь отплатил этой стране добром – создал музыкальный фестиваль своего имени, открыл школу, выкупил и открыл для прихожан любых конфессий ранее захиревшую церковь, стал основателем нескольких престижных французских музыкальных конкурсов.
Судьба вновь напомнила Циффре о своей двоякой природе под конец жизни виртуоза – в 1981 году умирает его сын Дьердь-младший, который подавал огромные надежды как дирижер и погиб во время пожара. После этого несчастного случая пианист отказался выступать с симфоническими оркестрами, слишком напоминавшими ему о сыне.
Но виртуоз продолжал гастролировать до 1988 года, неизменно предоставляя слушателям возможность прикоснуться к его светлой и удивительно радостной игре. Работать со звукозаписывающими компаниями Дьердь прекратил в 1986 году, а концертировать после назначения послом Франции по делам культуры в Венгрии, которая с радостью приняла именитого пианиста, хлебнувшего там немало горя.
Свет музыки
До самого конца жизни пианист Дьердь Циффра не прощался с музыкой, продолжая играть для себя, на камерных выступлениях и в кругу друзей, преподавать молодым пианистам и давать благотворительные концерты.
Он умер в 1994 году, ведя, начиная с ранних 90-х, тяжелую борьбу с раком легких, но своим последним «подарком» судьба позволила Циффре умереть быстро – от инфаркта, минуя мучительную гибель от опухоли.
Музыка Дьердя Циффры, несмотря на все те потрясения, которые пережил виртуоз в жизни, была чистой и светлой, люди слышавшие ее, говорили, что она наполняет сердце радостью.
Пианист играл с невероятной силой и энергией, достигая темпов и ритма, просто недоступных другим виртуозам, пожалуй, в XX веке с ним мог сравниться только Алексей Султанов, тоже умевший поражать зрителя динамикой и напором.
Любимым композитором Циффры был Лист, наследие которого он почтил, виртуозно исполняя произведения именитого предшественника.
Несмотря на все испытания, удары и камни судьбы Дьердь Циффра до самого конца оставался добрым гением, дарившим миру музыку помогавшую жить, радоваться и творить.
Невероятная светлая, чистая и благородная энергия выступлений Циффры, даже в записи, до сих пор способная дарить слушателям мгновения, помогающие жить дальше, как музыка всегда помогавшая жить самому Циффре.