Чертовски тяжелый синтезатор — орган Хаммонда: часть II


Skinner organ Это происходило в далеких тридцатых годах двадцатого века. В часовне чикагского университета был установлен орган Скиннера, и, помимо него, ввезли небольшой аппарат, который стоил почти в сто раз дешевле.

Угадай, какой орган играет

Тон-кабинеты последнего (они играли роль динамиков) были спрятаны среди труб духового органа, чтобы никакие внешние признаки не могли выдать новинку. Обе клавиатуры были также спрятаны.

Все было устроено так, чтобы жюри не могло видеть, на чем же, собственно говоря, сейчас играют. Две группы – студенты и музыканты – приготовились слушать.

Их задачей было помечать, на чем играют ту или иную пьесу. И начался концерт.

Студенты угадывали, в лучшем случае, в пятидесяти процентах. Среди профессионалов картина была еще более неоднозначна: некоторые угадывали в девяти случаях из десяти, другие наоборот – практически ни разу попасть не могли.

Игралась пьеса за пьесой, а представители компании Хаммонда начали приободряться. И понемногу нажимать на Федеральную торговую комиссию.

В конце концов члены комиссии сдались, и было решено, что орган Хаммонда имеет полнейшее право называться именно органом. Совсем не так уж и плохо!

Правда, кое в чем Хаммонда урезали: ему больше нельзя было описывать свои инструменты в том духе, что они могут выдавать бесконечное количество звуков. Пришлось писать правду:  253 000 000. Даже для органа чересчур…

Тон-кабинеты Хаммонда

Орган Хаммонда

Отдельного упоминания стоят динамики…. Точнее, не динамики, а тон-кабинеты Хаммонда. Они сами по себе стали легендой, и уже с ними связаны кое-какие истории.

Был ли Лесли подчиненным Лоренса Хаммонда? Вряд ли. Был ли его конкурентом? А зачем ему с ним конкурировать? Было рассмотрено множество вариантов выбора тон-кабинетов для органов Хаммонда, однако никем особо не рекламируемые тон-кабинеты Лесли стали эталоном качественного звука для этого синтезатора.

Словно «Маршалл» в мире рок-музыки. Вроде есть и куча других усилителей, а как посмотришь концерты рок-групп, будь то Металлика, Мегадет или Слейер, так все стены динамиков состоят из характерных кабинетов с золотистой полосой и тем самым шильдиком. Примерно та же история сложилась и с кабинетами Лесли.

Строение блока органа Хаммонда

Но одно время они все-таки довольно тесно сотрудничали. Как раз когда в 1936-м году в Америке был переход с тока питания в 50 герц на 60 герц.

Вся беда в том, что тон-генераторы, которые питались этим током, начинали звучать выше. Вот Лесли одно время и занимался их перестройкой.

Спустя какое-то время он стал изощряться в изобретении новых интересных кабинетов, которые не только издавали звуки, но и могли воспроизводить некоторые эффекты, вроде эффекта вращающихся динамиков.

Спору нет, там действительно кое-что вращалось, но все таки это были не сами динамики. Хотя звук был прикольный. Настолько, что этот эффект так и назвали именем Лесли. Современный файзер тоже чем-то на него похож.

Но соперничество между Лесли и Хаммондом все-таки продолжалось до 1980-го года, то есть до тех пор, пока компания Хаммонда не выкупила производство кабинетов Лесли.

Вот только к тому времени орган Хаммонда, тот самый орган Хаммонда, который уже успел стать легендой, уже не выпускали. Его производство завершилось еще четырьмя годами ранее, в 1976-м году, а все, что выпускают до сих пор  –  хотя и более совершенная, более долговечная и надежная, но – имитация. Теперь это действительно синтезатор, который имитирует звуки органа. Но уже – органа Хаммонда…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий