Шло время. Джаз из хулиганистого уличного негритенка стал превращаться в элегантного юношу, переместившегося сначала в бары, придорожные закусочные и рестораны (где, кстати, и включилось пианино в джаз-банды), а потом – на серьезные сценические площадки, постепенно завоевав весь цивилизованный мир. Повсеместно стали создаваться не только оркестры, но и появляться сольные исполнители – джазовые пианисты, трубачи, саксофонисты.
Теперь уже трудно представить джаз-банду без фортепиано, инструмента поистине богатого, с колоссальными возможностями. На нем одинаково трепетно можно исполнить грустный и мечтательный блюз, серьезный духовный спиричуэл, горячий и «рваный» регтайм.
Джазовые пианисты по сей день не перестают искать новые приемы и новые техники исполнения. Фортепианная особенность заключается в его возможности исполнять мелодию и аккомпанемент одновременно, что открывает богатейший потенциал. К клавишам можно прикоснуться так, что звук будет легкий, полетный и почти прозрачный. А можно в низких регистрах извлечь тяжелые и устойчивые басы. Часто на пианино имитируют гитару или контрабас, а сочетание классических приемов на джазовых ритмах рождают новые стили и течения. Так, примерно в 30-х годах 20-го столетия возник фортепианный стиль страйд, основанный на классических арпеджио и гаммах вкупе с синкопированной мелодией и джазовой гармонией. А буги-вуги, взявший истоки у уличного рэгтайма, стал самостоятельным фортепианным стилем, на основе которого написано множество джазовых композиций.
Вырос джаз. Сейчас это уже не шкодливый мальчишка из трущоб Нового Орлеана. Сейчас это солидный джентльмен, покорившей своей искренностью весь мир. Он бывает нервным и напряженным, а бывает задумчивым и спокойным. Но какой бы он ни был, он всегда настоящий, и к нему нельзя быть равнодушным.
Сейчас джазовый пианист – это высший пилотаж фортепианного исполнительства. Это искуснейшая техника, отличное чувство ритма, великолепное знание гармонии, как классической, так и джазовой, это способность к импровизации и постоянный поиск новых форм и нового звучания. Джазовый пианист – это художник, который из совершенно незатейливой песенки может создать новый шедевр, заставив публику стонать от восторга.
А посмотреть я вам предлагаю Сергея Жилина и джаз-банду «Фонограф» со старинной детской песенкой «У дороги чибис» — это как раз тот вариант, когда джазовые музыканты вдыхают новую жизнь в забытые мелодии.