Юрист, знаток эсперанто, пожизненный член академии наук, болельщик «Спартака», поклонник Цоя, немного поэт, немного саксофонист… Но в первую очередь пианист Андрей Коробейников стал открытием в музыке 90-х и 2000-х годов.
Судьба этого человека была довольно заурядной, как для гения: начал заниматься музыкой с 5 лет, в 7 лет выиграл свой первый конкурс, экстерном закончил музыкальную школу, а в 12 лет поступил в юридический вуз, к двадцати годам стал обладателем бесчисленного количества престижных премий и наград.
Судьба пианиста хоть и превосходит обычных людей, не является редчайшей для гениального музыканта, человека, чей жизненный путь уже намечен вехами триумфов и драматических событий.
Содержание статьи
Необычная жизнь
Мечты и чаяния Андрея Коробейникова в начале его жизненного пути были связаны отнюдь не с музыкой. Один из самых необычных пианистов XXI века родился 10 июля 1986 года в городе Долгопрудный.
Вместе со своей мамой, Любовью Коробейниковой, он жил в общежитии физтеха, где она училась, помышляя не столько о музыке, сколько о хлебе насущном (о том, «чего бы поесть», как сказано в неофициальной биографии музыканта).
Первые годы жизни Андрей находился отнюдь не в музыкальном окружении, и даже позже, когда стало ясно, каким именно талантом обладает ребенок, ему пришлось еще немало побороться с судьбой: потанцевать в хоре, испробовать на вкус металл саксофона – в общем, пройти некоторый период «творческих исканий».
Однако к пяти годам все в жизни Андрея, очевидно, «встало на свои места». Проходя путь, которым ранее шли Гленн Гульд и Святослав Рихтер, Коробейников с пяти лет начал учиться играть на фортепьяно, разделив судьбу с именитыми предшественниками.
Однако ни Гленн Гульд, ни Святослав Рихтер, ни большинство других пианистов, которых принято называть гениальными, не могут похвастаться столь быстрыми успехами: уже в 7 лет Андрей завоевал свою первую конкурсную награду.
Одержав победу на III Международном конкурсе юных музыкантов им. П. И. Чайковского, юный музыкант продемонстрировал нарождающееся «истинное» понимание музыки, свойственное виртуозам.
Обучение в ЦМШ (Центральной музыкальной школе) не стало для Андрея испытанием его музыкальных талантов – он перескакивал через классы и сдавал экзамены экстерном.
Но там он заработал первые уроки жизни о положении дел в музыкальном сообществе: злобе, зависти и интригах, с которыми затем сталкивался не раз. «И не суйся в консерваторию, ты туда не поступишь!» – говорил преподаватель ЦМШ десятилетнему пианисту (цитата Коробейникова из интервью OPENSPACE.RU).
В консерваторию Коробейников поступил, и закончил ее с отличием в 19 лет, повторив судьбу известного виртуоза Рахманинова, но до консерватории был другой вуз.
Закончив экстерном музыкальную школу, в возрасте 12 лет Андрей поступил в Европейский университет права, закончил его, а затем работал там преподавателем, позже умудряясь совмещать это занятие с концертами и обучением юридической специальности в аспирантуре МГУ, которую закончить так и не успел ввиду концертной занятости.
Зато Андрей успел закончить аспирантуру Королевского колледжа музыки в Лондоне, где деканом является небезызвестная в музыкальных кругах Ванесса Латарш.
Похоже, всю свою жизнь Андрей умудряется совмещать учебу с концертной деятельностью и участием в конкурсах. Исключая 20 наград, полученных за различные музыкальные состязания уже к двадцати годам, Андрей также успел в совершенстве освоить международный язык эсперанто и даже снискать славу успешного оратора на этом языке.
Он также стал пожизненным членом Международной академии наук республики Сан-Марино, опубликовал несколько научных работ и получил авторитет в качестве знатока вопросов осуществления прав артистов-исполнителей («Были случаи, когда знание своих прав не помешало в жизни», – говорил на этот счет пианист.).
Разочарование или жизненная победа
Андрей Коробейников, проходя вехи своего жизненного пути, столкнулся с теми же проблемами, которые становились и перед его именитыми предшественниками, разделившими страсть к игре на фортепьяно.
Учиться играть он начал, как и Гленн Гульд, с пяти лет. Консерваторию, как и Рахманинов, закончил в 19. Как Рихтер, столкнулся с многочисленными интригами в музыкальной среде.
Но было в жизни Коробейникова и более неприятное событие, которое он также разделил с другими пианистами, теми, что шли перед ним и также обрели славу. Андрей Коробейников был обижен «Чайником».
В 1986 году, в год рождения Андрея, на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского выступал талантливый музыкант шестнадцати лет – Алексей Султанов.
Парень был фаворитом, он играл со сломанными пальцами, ради победы превозмогая боль, но жюри «пожалело мальчика с переломом» и не пустило его в финал. Султанов сумел добиться славы позже, демонстрируя, что настоящий талант жюри не сломить.
Схожий случай (но без перелома) произошел и со знаменитым Иво Погореличем, который силами судей потерпел фиаско на конкурсе имени Шопена, проходившем в Варшаве, что тоже было обидно, но не помешало славе исполнителя.
И, наконец, «по следам» предшественников пошел и Андрей Коробейников: он стал открытием на конкурсе Чайковского в 2007 году, сумел завоевать несколько престижных «поощрительных призов», но в финал так и не попал – жюри решило, что манера исполнения музыканта слишком свободная.
«У этой истории было изумительное продолжение. После конкурса я играл в Нижнем Новгороде, за кулисы пришла директор местной филармонии и говорит: «Две недели назад у нас был Николай Арнольдович Петров, он так нам вас рекомендовал!» То есть получается, что после того как он не допустил меня до финального тура, он же меня еще и рекламирует».
Так рассказывал Коробейников о событиях, последовавших за конкурсом.
«Чайник» обидел Коробейникова, но это не помешало ему завоевать мировое признание, дать сотни концертов по всему миру, выступить на самых престижных площадках и продолжить свой путь постижения музыки.
Свобода и игра
Одним из кумиров Андрея Коробейникова был знаменитый «чудаковатый гений» Гленн Гульд: канадский музыкант играл так удивительно и порой так странно, что дирижер на одном из концертов открестился от игры Гульда, заявив, что он и оркестр не имеют к пианисту отношения.
В определенном смысле можно сказать, что Андрей Коробейников в этом плане «созвучен» с Гульдом. Как заявлял сам Андрей, он не любит ходить проторенными путями, и это не сложно почувствовать в его игре.
Выходя на сцену, будь то концерт или конкурс, Андрей не следует стандартам или стереотипам, он не стремится потакать публике и уж тем более академическим шаблонам, выработанным, чтобы научить играть тех, кто незнаком с музыкой на ты.
Иногда Андрей может быть не понят или не принят, демонстрируя игру, совершенно непривычную для любителей традиционной классики. Но тут есть огромная оговорка – Коробейников не собирал бы огромных концертных залов, не принимался бы с овациями в Лондоне, Токио, Париже, если бы играл плохо.
Он просто обладает собственным чувством музыки, вдохновенным, яростным, сильным, полным истинного духа, страсти, эмоций.
«Я предполагал, что люди, которые не знают этого произведения близко, незнакомы с ним кровно, – им будет нелегко поверить мне и окунуться в эту безмолвную печаль и бездонный свет», – писал Андрей о собственном исполнении экспромта Шуберта. «Игралось почему-то вообще свободно. Душа, что ли, была свободна. Творилось».
Так чувствовать музыку может лишь человек, отмеченный ею, способный понимать и прозревать истинную природу исполнения, как это делали Рахманинов, Гульд, Рихтер, недавно ушедший из жизни «демонический» Султанов.
Андрей Коробейников – это история музыки сегодня, шанс для людей, даже далеких от классики, услышать живое исполнение, которого не встретишь ни у кого другого. Это пульс, сила, свет.
Когда этот человек играет на рояле, видно, как у него дрожат губы, как блестят глаза, как вдохновенно, резко и неистово мечутся пальцы по клавиатуре.
Андрей Коробейников – один из бесконечно редкого числа пианистов, отмеченных настоящим вдохновением. Он из тех людей, которые могут превратить «скучные и приевшиеся» концерты классической музыки в бурю чувств и эмоций, с которой не сравнятся впечатления ни от одного рок-фестиваля или рейверской вечеринки.