Имя Александра Гиндина знакомо любому современному меломану. Это удивительно талантливый артист, самобытный исполнитель, один из самых востребованных музыкантов нашего времени. В его фортепианной игре эмоциональность и яркость красок сочетается с виртуозным пианизмом, тонкостью, интеллектом и глубоким осмыслением музыки.
Александр Гиндин родился и вырос в Москве. Одаренность мальчика проявилась с самого раннего детства. Он поступил в музыкальную школу имени Стасова. Впоследствии мальчик продолжил обучение фортепиано в ЦМШ при Московской консерватории. Там его педагогом стал известный музыкант, профессор Михаил Воскресенский. В семнадцать лет Гиндин окончил ЦМШ – и сразу же заявил о себе на престижном Международном конкурсе имени Чайковского! Самый юный лауреат за всю историю конкурса, Александр Гиндин занял почетное четвертое место среди лучших пианистов.
Содержание статьи
Фортепианная школа
В 1999 году Гиндин окончил Московскую консерваторию, получив диплом с отличием. Продолжением его музыкальной учебы стала ассистентура-стажировка, которую он проходил под руководством своего педагога Воскресенского. Воскресенский – один из лучших учеников Л.Оборина, яркий представитель игумновской фортепианной школы. Именно педагогический профессионализм Воскресенского позволил Александру Гиндину в полной мере овладеть исполнительским мастерством, научиться выразительности и музыкальности звукоизвлечения, подготовить обширную программу.
Яркое начало
В год окончания учебы Гиндин отправился в Брюссель, где принял участие в Международном конкурсе имени королевы Елизаветы. Музыкант стал обладателем почетного второго места.
Спустя некоторое время Гиндин заявил о себе в американском городе Кливленде. Там он удостоился первой премии на международном пианистическом конкурсе. Итогом этого триумфального успеха стал ангажемент на огромное количество концертов в Соединенных Штатах Америки. Гиндин дал более пятидесяти выступлений в Америке – так началась его стремительная пианистическая карьера.
Репертуар
Репертуар Александра Гиндина поистине огромен. Он играет музыку всех стилей и эпох, на его концертах можно услышать всю мировую музыкальную палитру, от барочных сочинений для клавесина до современных фортепианных пьес. Особенно следует отметить огромное количество концертов для фортепиано с оркестром – складывается ощущение, что Гиндин переиграл их все.
Яркие выступления Гиндина регулярно проходят в концертных залах России, Великобритании, Германии, Чехии, Швейцарии, Испании, Италии, Японии и других стран мира. Он сотрудничает с ведущими оркестрами России и стран Европы. Среди дирижеров, с которыми Гиндина связывают совместные выступления можно назвать В.Ашкенази, Ю.Домаркаса, Ю.Симонова, В.Синайского, В.Спивакова, М.Плетнева…
Гиндин не обходит вниманием и камерную музыку. Он играл в ансамбле с Владимиром Спиваковым, Государственным квартетом имени А.Бородина, гобоистом Алексеем Уткиным, виолончелистами Чаушяном и Рудиным.
Разнообразные проекты
Среди интересных творческих проектов Гиндина следует отметить «Квартет роялей». В нем принимали участие известные музыканты из России, Франции, США, Голландии, Турции и Греции. Концерты «Квартета роялей» были с успехом приняты московской публикой. А спустя год программа «Квартета роялей» (редко исполняемая музыка Равеля, Дебюсси, Лавиньяка, Мийо и Бизе-Уилберга) была сыграна во Франции, Турции и Азербайджане.
Александр Гиндин выступал в концертах именного абонемента «Торжество рояля», прошедших в Московском Доме музыки. В те вечера звучали необычные дуэты, ансамбли и музыка в сопровождении оркестров Владимира Спивакова и Пьера Амояля.
Гиндин организовал «Фестиваль фортепианных дуэтов», музыкальный форум «Магия рояля», благотворительный концерт «Музыканты за Мир».
Александр Гиндин дал несколько концертов с Московским Государственным академическим камерным хором под управлением В.Минина.
Творческий и деятельный человек, Александр Гиндин всегда открыт новым веяниям в искусстве. В 2012 году он принял участие в спектакле «Бесы», поставленного Юрием Любимовым.
Под художественным руководством Александра Гиндина проходит Шведский Королевский фестиваль.
Творческий тандем с Николаем Петровым
Невозможно обойти вниманием фортепианное содружество Александра Гиндина и Николая Петрова. Их дуэт образовался в 2000 году, а спустя несколько месяцев они уже исполнили на сцене концерт Мендельсона для двух фортепиано с оркестром As-dur, впервые познакомив российскую публику с этим сочинением. Это выступление определило музыкальное кредо дуэта Гиндин-Петров. Большую часть их совместного репертуара составляли редко исполняемые или вовсе неизвестные фортепианные сочинения. Каждый сезон музыканты удивляли публику новыми фортепианными раритетами. Конечно, их программы не обходились и без широко известных сочинений, горячо любимых публикой во всем мире.
За годы сотрудничества музыканты создали около двенадцати концертных программ, среди которых представлено шесть концертов для двух фортепиано с оркестром. Николай Петров и Александр Гиндин сыграли более пятидесяти концертов в городах России и разных странах Европы. Музыканты являлись постоянными участниками международных музыкальных фестивалей.
В Москве фортепианный дуэт часто можно было услышать на абонементных концертах Московской филармонии. Также их творческий тандем регулярно принимал участие в благотворительных концертах.
Музыкальные особенности
Конечно, триумфальным выступлениям предшествовала колоссальная репетиционная деятельность. Путем длительных и скрупулезных репетиций музыкантам удалось добиться прекрасных творческих результатов. Они выработали общую манеру звукоизвлечения, полностью сошлись на единстве стилистических ориентиров, достигли идеальной сонастроенности. Музыкантам удалось слить в единое целое две прекрасных пианистических школы. Николай Петров был учеником Я.И.Зака, а Александр Гиндин – воспитанником фортепианной школы Игумнова. Слияние этих двух пианистических традиций сделало дуэт уникальным явлением в мировой музыкальной истории.
Нельзя не сказать также о взаимовлиянии личностей пианистов. Они принадлежали к разным поколениям – может быть оттого их совместная работа оказалась такой плодотворной и интересной. Спокойная мудрость и зрелость Петрова, почти юношеская горячность Гиндина – все это переплелось и стало одной Музыкой.
Российская и зарубежная пресса не обходила вниманием ни одно выступление фортепианного дуэта. Каждый их концерт становился поводом для восторженных отзывов публики и музыкальных критиков. Все отмечали их виртуозную технику, удивительную культуру звука, ансамблевое мастерство, артистичное исполнительство без лишней аффектации, проникновенность их музыки, эмоциональный подъем, на котором проходило каждое выступление.
Творческие результаты
Из всех форм ансамблевой игры именно дуэт наиболее сложен технически. Особенно если речь идет о фортепиано. Малейшее несовпадение в фактуре моментально распознается слушателями. Но на концертах дуэта Гиндин-Петров такого произойти просто не могло. Их ансамблевое мастерство настолько велико, что слушатели…не замечают его. И это высшая награда. Люди, слушающие фортепианный дуэт Гиндина и Петрова, не думают о том, как хорошо играют музыканты – они переносятся в мир музыки, погружаются в светлую глубину звуков и образов. Наверное, фортепианная музыка в исполнении Гиндина и Петрова звучит именно так, как ее задумывали композиторы: Бах, Моцарт, Брамс, Стравинский, Мендельсон…
Музыканты записали несколько компакт-дисков на лучших студиях звукозаписи. Один из дисков содержит запись концерта, посвященного памяти прекрасного пианиста Якова Зака, любимого учителя Николая Петрова. Это музыкальное приношение стало свидетельством верности традиционной русской фортепианной школе.
К сожалению, сейчас игру дуэта можно услышать только в записи. В августе 2011 года Николай Петров умер в возрасте 69 лет, не оправившись от последствий инсульта.